Регистрация

Девушка, режущая лук

Предложить название
1646, 20.9×16.8 см • Масло, Дерево

Описание картины «Девушка, режущая лук»

«Девушка, режущая лук» – одна из «визитных карточек» Геррита Доу наряду с «Молодой матерью». Между двумя этими работами можно провести ряд параллелей. Во-первых, обе представляют великолепные образцы лейденской школы fijnschilders («изысканных художников») своим дотошным исполнением мельчайших деталей и гладкой, словно отполированной поверхностью. Также в обеих картинах мастер намекает на личную жизнь своих героинь. Вот только в отличие от добродетельной замужней «Молодой матери» – хозяйки хорошо обставленных верхних покоев тогдашней голландской элиты, – здесь зритель переносится в мир плотских интриг «нижнего» мира кухни.

На первый взгляд, в «Девушке, режущей лук», нет ничего эротического. Как и на панели «Молодая мать», мы видим светловолосую молодую женщину, которую застали врасплох за работой. Свет из окна слева выхватывает из полумрака висящую вниз головой мёртвую куропатку, пустую птичью клетку и лежащий на боку кувшин.

Занятия кухарок были одной из любимых тем Доу. Здесь он мог не только продемонстрировать свой блестящий талант мастера натюрморта, но и наполнить пространство многочисленными – подчас двусмысленными – визуальными намёками. Похотливые стряпухи часто были героинями комедийной литературы в Голландии XVII века, а художники подчёркивали их прелести с помощью символов, взятых из книг, пословиц и поговорок.

В данном случае пустую птичью клетку можно расшифровать как символ утраченной девственности. Дополнительными иносказаниями являются куропатка (голландское слово vogel, «птица», на сленге означает также «совокупление», а vogelen, «ловить птиц», является эвфемизмом для «заниматься сексом») и лук, который тогда считался афродизиаком. У многих предметов на картинке, – таких как свеча, ступа и пестик, а также кувшин – есть явные сексуальные коннотации. Мальчик, который протягивает героине луковицу, вполне мог бы сойти за Купидона, не будь он одет и бескрыл.

Однако все эти разрозненные аспекты могут быть объединены другим, более широким смыслом: мальчик олицетворяет здесь невинность, а девушка – опыт. Впрочем, во Франции в XVIII веке историю на картине Доу трактовали однозначно. Гравёр Пьер Луи Сюрюг снабдил свой офорт следующими воображаемыми словами: «Я в полной мере готов поверить, что вы хорошо освоили прекрасное искусство приготовления тушёного мяса. / Но я чувствую больший аппетит к вам, / Чем к тушёному мясу, что вы готовите».

Автор: Влад Маслов
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Рафаэль Санти. Автопортрет
  • Геррит (Герард) Доу. Девушка, режущая лук
1
2 работы • 0 комментариев
  • Геррит (Герард) Доу. Сцена на кухне с женщиной и мальчиком с мышеловкой
  • Юлия Андреевна Петрова. Ожидание
  • Татьяна Ивановна Устьянцева. Ожидание
Женщина у окна
272 работы • 0 комментариев
  • Жан Батист Симеон Шарден. Натюрморт с глиняным кувшином, чашей, вишней и луком
  • Анри Шарль Манген. Карп, лук и кофемолка. Натюрморт на кухонном столе
  • Анри Шарль Манген. Натюрморт с рыбой и луком
Лук
64 работы • 0 комментариев
  • Антонис ван Дейк. Тициан и его возлюбленная
  • Питер Пауль Рубенс. Три Грации
  • Питер Пауль Рубенс. Туалет Венеры
Барокко
85 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Антонис ван Дейк. Тициан и его возлюбленная
3
Тициан и его возлюбленная
Антонис ван Дейк
1630-е , 30×23.2 см
Хуан Батиста Мартинес дель Масо. Вид Сарагосы
1
Вид Сарагосы
Диего Веласкес. Глава Аполлона (Эскиз для картины Кузница Вулкана)
1
Глава Аполлона (Эскиз для картины Кузница Вулкана)
Диего Веласкес
1630, 36×25 см
Диего Веласкес. Искушение святого Фомы Аквинского
0
Искушение святого Фомы Аквинского
Диего Веласкес
1632, 224×203 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP