войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Владимир
Егорович Маковский

Россия • 1846−1920
Владимир Егорович Маковский (26 января (7 февраля) 1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград)  – русский художник, яркий представитель и один из руководителей Товарищества передвижных выставок. Преподавал в натурном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, вел живописную мастерскую в Императорской Академии художеств.

Особенности творчества Владимира Маковского: Лучше всего Маковскому удавались небольшие жанровые картины, идеально – с двумя персонажами. Он – признанный мастер «малого жанра». Сюжеты работ Владимира Маковского, как правило, литературны, глядя на них, зритель видит целую историю, включающую не только изображенный момент, но и предшествующие, и последующие события. Эпизоды повседневной жизни – любимая тема художника. Как видно из биографии Владимира Маковского, при жизни он был весьма успешным, а тот факт, что главные персонажи его картин – бедняки, не препятствовал установке достаточно высокой цены на его работы.

Известные картины Владимира Маковского: "Свидание", "Не пущу!", "Мать и дочь", "Девочка с гусями", "Две матери. Мать приемная и родная".

Владимир и Константин Маковские: два брата, два мира и кое-что общее

Владимир и Константин Маковские – оба художники, работали в разных стилях. Старший, Константин, был признанным салонным художником, писал портреты аристократов, император его величал «мой живописец», а русская старина представала на его полотнах идиллической. Младший же, Владимир, постоянно бродил по ночлежкам, блошиным рынкам и дешевым трактирам в поисках натуры. Константин очень недолго состоял в Товариществе передвижных выставок, а Владимир был с ним связан все годы его существования. Павел Третьяков – мерило успеха русских художников того времени, меценат и коллекционер, которому мы обязаны Третьяковской галереей, практически не приобретал картины Константина, считая цену на них завышенной. А вот картин Владимира Маковского в его коллекции было множество, да и отношения с младшим художником сложились теплые и дружеские. Впрочем, несмотря на все эти различия кое-что Маковских объединяло: оба были дорогими для своего времени художниками. Правда, старший – запредельно дорогим, а Владимир – просто дорогим, ровно настолько, чтобы вести достаточно обеспеченную жизнь и преуспевать. Похожи они были еще и потому, что обоим при жизни немало доставалось от критиков. В упрек им ставили разное, но упрекали обоих.

Художник Владимир Маковский: происхождение и образование

Семья Маковских в свое время была одним из культурных центров Москвы. Мать обладала прекрасным голосом, преподавала в Московской консерватории. Отец – художник, коллекционер, музыкант Егор Маковский – один из основателей Московского «натурного класса», хорошо известного как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там начинали свое обучение и Владимир, и Константин. Также у них был брат, художник-архитектор Николай и две сестры – художница Александра и артистка Мария. Владимир, как и Константин, называл своим первым учителем отца. По некоторым сведениям, его в детстве также обучал Тропинин. А официально учебу оба начали в Московском училище. С передвижниками Владимир Маковский связался в 1872 году, через два года стал одним из организаторов их выставок.

В 70-80-е годы написаны самые лучшие его произведения. Большинство из них так или иначе связаны с жизнью бедных. Максимально талант Владимира Маковского проявился в изображении жанровых сцен, его называли художником-новеллистом. Глядя на его картины, мы «считываем» с каждой целую повесть, знаем, что было с героями до этого момента, предполагаем, что будет с ними после. Причем если бедные люди на картинах Константина Маковского иногда при смене наряда могли показаться завсегдатаями аристократического салона, то Владимир Маковский весьма убедителен в изображении низов – похождения по дешевым районам и ночлежкам не прошли даром. «Он посещает все богадельни…Он знает все захолустья Москвы, все трущобы, его встретите на рынках, на народных гуляниях, на всех толкучках и тут же на балах, в театрах, концертах, в маскарадах, на бульваре», – вот что о нем писали современники.

Его малые истории, небольшие картины на бытовые темы отличаются удивительной теплотой и человечностью. При этом нередко им свойственна тонкая ирония, которая никогда не доходит до уровня сатиры (1, 2). 

Маковский вёл в Московском училище живописи, ваяния и зодчества натурный класс, а в 1894 году его пригласили преподавать в Академию художеств, ради чего он переехал в Петербург. Идеолог передвижников критик Владимир Стасов считал это решение большой ошибкой, уверяя, что в отрыве от московских корней Маковский превратился в салонного живописца.

Личная жизнь, художественные взгляды и «скрипка Маковского»

Владимир Маковский в 22 года женился на Анне Герасимовой, певице, дочери архитектора Московской дворцовой конторы. Их сын Александр стал художником-пейзажистом, а второй, Константин – архитектором.
Маковский – плодовитый художник. Известно около полутора тысяч его картин. Некоторые современники считали, что столь активно он работал для того, чтобы обеспечивать супруге образ жизни, к которому она стремилась. Это тоже верно, однако его финансовое положение хотя и не было столь блестящим, как у старшего брата, нельзя было сравнить его, например, с плачевным положением дел Ивана Крамского, который оказался практически в портретном рабстве. Похоже, Маковскому просто самому нравилось быть в гуще событий, постоянно учиться, схватывать на лету, немедленно воплощать свои впечатления на холсте. Впрочем, не только на холсте – применительно к Владимиру Маковскому нередко поминают и «скрипку Энгра» (см. биографию Энгра).

Русский художник был большим поклонником музыки и даже приобрел весьма дорогостоящую скрипку работы Гварнери. Если верить воспоминаниям передвижника Якова Минченкова, музыкальные таланты Маковского предстают весьма сомнительными (потому и скрипка Энгра вспоминается!), а сам Маковский – человеком чрезвычайно меркантильным, холодным, лишенным увлеченности и подразумевающим лишь выгоду. Однако не будем забывать обстоятельства их знакомства: Минченков провалился при поступлении в Училище живописи, искал протекции бывшего тогда старшим преподавателем Владимира Маковского, но не добился ее. Училище он позже окончил и в Товариществе передвижников состоял, но, похоже, злые чувства к Маковскому затаил. По крайней мере, в его мемуарах добрых слов в адрес художника мы не найдем. А вот Поленов с удовольствием вспоминал музицирование Владимира Маковского. Впрочем, Минченков не пощадил и преподавательской деятельности Маковского, заявляя, что тот не мог ничему научить учащихся. Между тем, его учениками были такие представители Союза русских художников как Архипов, Головин, Бакшеев, Мешков, Аладжалов. А вот к новым веяниям в искусстве Владимир Маковский оказался категорически нетерпим. Хорошо известно его высказывание о картине Серова «Девушка, освещенная солнцем» . Он возмущенно спросил Павла Третьякова: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис»?

Революцию Маковский принял, но после нее прожил всего лишь два года, получая, кстати, пенсию от советского правительства.

Автор: Алена Эсаулова
Перейти к биографии