войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Стиль: Реализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1881
Размер: 68×104 см
Работа в подборках: 12 подборок

Описание картины «Крах банка»

Крах Московского судного банка – подтверждение того, что финансовые пирамиды отнюдь не являются новомодным явлением, а всё новое – это хорошо забытое старое. Банк разорился к осени 1875 года. Причиной стали как преступные махинации отдельных лиц, так и элементарная некомпетентность клиентов. 12 октября настал день, когда людей известили о том, что банк более не в состоянии обеспечивать свои обязательства перед вкладчиками, и выплаты по вкладам, равно как и их возврат, остановлены. Похоже, подобные истории не имеют срока годности, а жаль.

Нужно ли объяснять, что в самом уязвимом положении оказались мелкие вкладчики, которые все свои финансы решили сохранить «в надежном месте»? И в результате в один день лишились всего. Похоже, что именно этот день показывает нам художник Владимир Маковский в картине с говорящим названием «Крах банка». Сейчас мы знаем, что для тех вкладчиков всё завершилось относительно хорошо. Уже в следующем году несколько членов правления банка будут осуждены, а делами вкладчиков займется созданная указом Александра II комиссия. В итоге им выплатят не менее 75% от их вкладов. Но это всё будет позже, и никто из изображенных на картине пока не подозревает о таком разрешении конфликта. А вот весть о банкротстве уже облетела Москву, и отчаявшийся народ штурмует банк.

Владимир Маковский не склонен к созданию картин-энциклопедий народной жизни (вроде «Крестного хода» Ильи Репина). Ему лучше всего удавались малые сюжеты, причем оптимальное количество персонажей – двое (1, 2). Но эта картина относится к одной из удач Маковского в не самом свойственном ему жанре.

Справа видим финансистов. Спрятавшись за спины полицейских и рассовывая документы по карманам, они не выглядят такими уж озабоченными. Как покажет дальнейшее развитие событий, уверенность их в собственном положении была безосновательной, но пока отчаянья на их лицах мы точно не заметим. К полицейскому с обвиняющим жестом бросается женщина в распахнутой шубе, она требует немедленно отдать её деньги и, похоже, догадывается, что это бесполезно. Перед ней слева – крупный мужчина, выронивший на пол шапку и ставшие в миг бесполезными акции. Он повернут к нам спиной, в фигуре его читается отчаянье. Кажется, он даже не слышит гул вокруг, а мучительно пытается осознать случившееся. И выводы его явно не блещут оптимизмом. Скорее всего, это небогатый купец или мещанин, прельстившийся высоким процентом и вложивший все свои средства.

В центре слева – старый вояка, его голос явно один из самых громких, при этом понять, что происходит, он не может, поскольку силен в делах совсем иного рода. Вся его фигура и лицо выражают полную растерянность. В левом углу на стул беспомощно опустилась женщина – ей стало дурно, вероятно, и от духоты, и от переживаний. Над ней склонилась и пытается привести в чувство то ли дочь, то ли компаньонка, то ли просто какая-то сердобольная женщина. Возле стула валяется ридикюль с обесценившимися акциями, причем он вступает в ритмическую перекличку с бумагами и шапкой отчаявшегося купца, предметы расположены на одной линии на полу, эдакие островки безнадежности.

Картина кажется гудящим ульем, если посмотреть на нее подольше, то словно слышишь эти тревожные, растерянные, возмущенные и испуганные голоса. Кто-то поднимает повыше свои бумаги, пытаясь добиться правды, кто-то уже смирился и отчаялся, на чьих-то лицах еще светится надежда. Впрочем, в этот день, как мы знаем, ей не суждено сбыться.

Автор: Алена Грошева
Комментарии