войти
опубликовать

Евгений
Васильевич Седухин

Россия • родился в 1930

Биография и информация

Живописец. Член Союза художников СССР.

Имя Евгения Васильевича Седухина неотделимо от тагильской живописной школы II половины ХХ столетия. Сложившийся своеобразный стиль пейзажной живописи сделал имя художника широко известным не только в Уральском регионе. Этот имя вошло в составляющую российской национальной культуры.

Если вы хотите проникнуть в мир художника, прикоснуться к его художественным образам, если вы пытаетесь постичь тайну красоты и гармонии, нужно прийти в мастерскую…

Вы попадаете в волшебный мир, где пышные букеты засохших растений соседствуют со сверкающими минералами, старинная уральская медная утварь XIX века, чуть запыленная и уставшая от времени покоится рядом с диковинными восточными предметами прикладного искусства, на полках редкие издания, монографии по живописи, культуре России, западноевропейскому искусству…

И ни с чем не сравнимый запах загрунтованных холстов, живописного лака, запах живописи…

Из окна мастерской виден силуэт Лисьей горы и уходящая до горизонта цепь синих Уральских гор.

Этот чудесный микромир мастерской дополняется ощущением простора и пространства внешнего мира, наполненного гордой, величавой и суровой красотой родного края, родного Урала.

Лирическая радужность и монументальная мощь сплавлены воедино – это и есть творческое кредо, своеобразие художественной натуры Евгения Седухина. Рядом с пейзажами художника Е. Седухина легко дышится, душа наполняется оптимизмом, и начинаешь понимать простые истины: красота природы лечит, учит любить родную землю, гордиться местом, где ты родился и живешь. И начинаешь понимать смысл собственного существования…

Живопись, ставшая смыслом жизни, страстью, определила творческий путь мастера.

Евгений Васильевич Седухин родился 18 ноября 1930г. в городе Пермь, вырос в селе Уинское Пермской области. В раннем возрасте, наблюдая зеленые долины, чистую речку, родное село с пригорка, окруженное бескрайней тайгой, будущий художник запечатлит эти картины в своем сердце. С глубоким и теплым чувством будет он вспоминать и находить источники вдохновения, возвращаясь к картинам детства. Детство и юность будущего художника выпали на трудные военные и послевоенные годы, пришлось пожить в средней Азии, в разрушенной войной Украине.

Работа молотобойцем в колхозе выковывала крепкий, выносливый характер. А тонкое художественное чутье и умение увидеть красоту уральского камня сформировались у юноши сначала на заводе по изготовлению изделий из камня. Позже, работая в экспериментальной группе по изготовлению образцов для массового производства в тресте «Русские самоцветы», Евгений научился не только раскрывать красоту камня, но и передавать образы, создавать изделия, украшающие повседневный быт. Вот здесь необходима была художественная подготовка. Прослужив три с половиной года в пограничных войсках в Белоруссии в 1956 году Евгений Васильевич поступает в Уральское художественно-промышленное училище, открытое в 1945г. в Нижнем Тагиле, которое давало возможность профессиональной художественной подготовки.

Окончив Училище прикладного искусства и художественно-графический факультет Педагогического института в Нижнем Тагиле, художник с начала 60-х годов связывает сою судьбу с городом металлургов. Активно включаясь в трудовые ритмы города, Евгений Седухин пишет индустриальные и лирические пейзажи. Кажется, ему подвластны почти все жанры живописи. И все-таки именно в эти годы выкристаллизовывается главная тема его творчества – история Уральского края, его фольклор. Великолепные живописные поэмы «Сказ о Нижнем Тагиле», «Урал», «Каменная сказка», «Малахитница», «Девушки-березки» – картины, в которых переплетение реальности и фантастики воплотилось в поэтическое осмысление истории Урала.

Вся тонкость и лиричность художественной натуры Евгения Седухина отражена в живописном произведении «Девушки – березки». Уже в этом небольшом холсте заложены принципы художественного понимания – образы переданы через широкое обобщение, а лиризм подчеркнут тонким колоритом.

Годы обучения в училище дали многое: понимание колорита в живописи, основы композиционного построения холста, а главное, умение последовательно передать идею и образ задуманного художником произведения. Эти знания помогут решать порой очень сложные творческие задачи: исполнение станковых картин, монументальные росписи в интерьерах общественных зданий, изготовление диарам в музейных экспозициях.

Начиная с 1964г. Евгений Седухин – становится участником городских, областных, республиканских и всесоюзных выставок. Активная выставочная деятельность позволяет вступить в творческую организацию Союза художников СССР, а это требовало творческой отдачи, самореализации личности. 70 – 80-е годы были необычайно насыщены поездками (Болгария, Чехословакия, Турция, Греция, Кипр, Египет), участием в больших государственных форумах.

Эти годы стали взлетом творческой фантазии, где о любви к родной природе, к родной земле художник рассказал взволнованно, искренне и с глубоким чувством. В «Каменной сказке» 1970г. в переплетении изломов скал изображена склонившаяся над глубоким ущельем женская фигура в высоком кокошнике в малахитово-зеленых тонах. Строго и задумчиво смотрит Хозяйка Медной горы. Близка к «Каменной сказке» картина «Урал. Старик-камень» 1990г. Сквозь тяжелые, набухшие влагой облака робко проглядывает бледная голубизна неба. На фоне скалистого хребта в центре, развернув могучие плечи, положив натруженные руки на каменные глыбы, могучий старик – Урал осматривает свои владения.

История Нижнего Тагила нашла свою образную интерпретация в работе «Будни горы Высокой». Вот как описывает это произведение искусствовед Ю. Фарбштайн; «Гигантская раковина разворачивает свои уступы. Дробные мазки создают фантастическую игру света и тени на подъемах и спусках, разворачиваясь, уводит взгляд зрителя к светлому, геометрически четкому массиву города. Панорама металлургического комбината завершает полотно. Картина – плод глубоких раздумий художника над историей города: из недр горы Высокой вырос новый социалистический Нижний Тагил».

Природа Урала, ее скупой и суровый колорит, глухие краски, сочетание бледного неба и темных скал служат неисчерпаемым источником вдохновения для художника.

70-е годы ХХ в. – время мощной застройки Нижнего Тагила общественными зданиями, требующими художественной отделки и оформления. Тагильские художники активно включаются в эту, новую для них работу.

Творческая дружба и содружество с тагильскими художниками М. Дистергефтом, П. Бортновым, Н. Плисковским и многими другими славными именами, помогали выполнять творческие работы и большие проекты различной степени сложности.

Каждому тагильчанину знакома роспись в городской Демидовской больнице. Это монументальное произведение, выполненное в соавторстве с М. Дистергефтом, украшает интерьер больницы с 1972г.

Настенная роспись в фойе театра кукол передает стилистику формы, характерную для начала 70-х годов.

Это было счастливое время. Время мощного творческого роста, когда в каждой новой выполненной работе крепло мастерство и виден был масштаб выполненных проектов.

Можно назвать целую плеяду замечательных тагильских художников, работавших в 70 – 80-е годы: М. Крамской, Л. Перевалов, М. Дистергефт, И. Боголюбов, Ю. Косарев, П.Бортнов, В. Ушаков, В. Стеканов, К. Черепанов, В. Кусков, Г. Шадрин, и много других славных имен, которые определяли художественную жизнь Нижнего Тагила.

Творческий союз художников, его Нижнетагильское отделение, возглавил Евгений Васильевич Седухин. Именно ему было доверено представительство в Правлении Свердловского союза художников. Активная гражданская позиция художника Е. Седухина позволяла решать не только организационные вопросы, но и творческие проблемы.

В составе Правления Союза художников России Евгений Васильевич был проводником государственной политики в области искусства. На съездах художников России, объединявших более 70 творческих организаций страны, рассматривались не только перспективы развития советского искусства, но и подчеркивалась необходимость сохранения традиций национальной художественной культуры.

В этот период формировались большие социальные заказы, связанные с художественно-проектировочной деятельностью, шло распределение творческих мастерских, обеспечение художников материалами.

Период активной общественной работы депутатом районного и городского советов совпал с выполнением больших станковых произведений. Е. Седухин создает индустриальные пейзажи, обогатившие отечественную живопись новыми художественными средствами. В картине «Огни трудового Тагила» (1984г.) все необычно. Широкая манера письма, когда мастихином прокладываются большие плоскости. Декоративная обобщенность первого плана каким-то волшебным образом перетекает в пульсирующую, импрессионистически написанную панораму ночного города, завершенную силуэтом завода.

От Демидовского завода до Нижнетагильского металлургического комбината – по этой оси проложена трудовая жизнь города с более чем 250-летней историей, города выросшего у подножья горы Высокой.

И сегодня это замечательное произведение вызывает у тагильчан чувство гордости. С московской выставки картина была приобретена Третьяковской галереей.

В любви к родному городу художник признавался каждый раз, когда писал городские пейзажи, выполнял разделы, посвященные Нижнетагильскому металлургическому комбинату в Нижнетагильском краеведческом музее, на Выставке Достижений Народного хозяйства в Москве.

Станковые произведения, посвященные людям труда – тагильчанам приобретены многочисленными музеями. И сегодня они являются свидетелями ушедшей эпохи – эпохи социализма.

Но есть уникальные работы, выполненные для музеев- это диорамы. Здесь необходимо особое чутье – ощущение пейзажного пространства, историческая достоверность деталей, колористическое единство, и многое другое, что приходит с опытом. Для Нижнетагильского музея были выполнены диорамы «Нижний Тагил-индустриальный», в отделе природы «Урал-богатейший край России» и «Ландшафты края».

Диорама для Висимского музея с исторической достоверностью передает атмосферу XIX века.

В музеях г.Невьянска, Ивделя, Джесказгана, Майкопа можно увидеть работы тагильского художника Е. Седухина.Евгений Седухин – мастер больших обобщений. Пейзажи, написанные в разное время, объединяет одно качество – монументальность. Величественная мощь природы превалирует. Художнику непостижимым образом удается охватить огромное пространство и уместить на ограниченном холсте. И выполняет эту задачу мастер очень своеобразно, одному ему присущим живописным приемом. И еще одно качество присутствует всегда – пейзажи оптимистичны. Природа любуется собой, восторгается своим совершенством.

Если верить в то, что красота спасет мир, то уральские пейзажи Евгения Седухина – первые помощники.Нижнетагильский металлургический комбинат с его славными трудовыми традициями, не только укрепляет мощь отечественной индустрии, но и является сподвижником в формировании культурного потенциала города.

НТМК является заказчиком и хранителем живописных произведений многих тагильских художников. В замечательной галерее пейзажной живописи звучит имя Евгения Васильевича Седухина. Такие работы как “Люди огня”, “Симфония шестой домны”, ”Строительство конвертера” являются этапными в его творчестве.

Художник и сегодня, на пороге своего 75-летия полон творческих планов, его палитра свежа, свои картины он посвящает жителям своего города, сотрудничает с НТМК, выполняя творческие работы по планам лаборатории эстетики комбината.

Людмила Павленко-

Член международной Ассоциации искусствоведов,

Директор Уральского училища прикладного искусства,

Член Творческого Союза художников России.

  • Работы в 1 коллекции
  • Техники
    Масло
  • Виды искусства
    Живопись
  • Сюжеты
    Пейзаж
  • Учеба