• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Гюльназ Мамед Али кызы Саламова
Россия 1920−1997
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Живописец. Член Союза художников СССР.

Талантливый художник, очаровательная женщина, преданная жена, замечательная мать, незабвенная Гюльназ Саламова — Азербайджанская художница, принадлежавшая к первому поколению выпускников Азербайджанского Государственного Художественного Техникума.

Гюльназ ханум родилась в Баку 22 февраля 1920 года. Отец её — Мамед Али Саламов — был родом из древнего Ордубада (район в составе Нахичеванской Автономной Республики). Будучи простым служащим, Мамед Али до конца своей жизни преклонялся перед искусством и литературой. Поклонник и любитель великих поэтов, писателей и мыслителей, он читал наизусть Физули, Низами, Насими, Фирдоуси, он вдохновенно пел известные арии из опер Узеира Гаджибекова, азербайджанские романсы и народные песни. Окончив Медресе, читая Коран, Мамед Али боготворил русскую поэзию, особенно А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В этой атмосфере любви к театру, музыке, живописи, литературе и родилась будущая художница. А страсть к рукоделию, шитью, вязанию и вышиванию, передала дочке мама — Ширин.

Начав учиться в 8 лет, Гюльназ закончила образование в художественном техникуме в 1937 году, одновременно посещая уроки подготовительного курса в Азербайджанской Государственной Консерватории по вокалу (сопрано). Выбрав из двух прекрасных видов искусств одну, Гюльназ ханум посвятила всю свою жизнь только ей — живописи.

Её сокурсниками в художественном техникуме были Микаил Абдуллаев, Мурсал Наджафов, Гюллю Мустафаева, Ага Мехтиев, Камил Ханларов, Беюкага Мирзазаде. А учителем — великий Азербайджанский художник Азим Азимзаде.

Окончив техникум, Гюльназ поступила на работу в Азербайджанский Государственный Театральный музей им. Дж. Джаббарлы научным работником эскизно — макетного фонда. А в январе 1938 года была командирована в Москву в Государственный Театральный музей им. А. А. Бахрушина, где юная художница провела несколько дней, с интересом изучая работу этого знаменитого музея. Полюбив Москву с её широкими улицами и величиной, известными театрами и спектаклями, великолепными музеями и выставками, творчески настроенная 18-летняя Гюльназ вернулась в Баку. С 1940 года Гюльназ стала работать на должности художника, а с конца 1941 года и в начале 1942 года — и.о. директора Государственного Театрального музея им. Дж. Джаббарлы.

Первой большой живописной работой молодой художницы считается картина под названием «Цыганы», написанная по мотивам одноименной поэмы А. С. Пушкина. Картина была выставлена на «Первой выставке произведений женщин художниц Азербайджана», которая открылась в 1938 году в Государственном музее искусств им. Р. Мустафаева в Баку. К числу первых живописных работ Гюльназ ханум этого периода также относятся: «Портрет Барат Шекинской в роли Джульетты», «Портрет художника Азима Азимзаде», «Трагическая гибель Араблинского», которая была написана по случаю открытия выставки, посвященной жизни и творчеству великого азербайджанского артиста Г. Араблинского. Для юбилейной выставки 800-летия Низами, отмечавшегося в 1941 году, Гюльназ ханум написала две картины: «Причитания Ритора Девдега у гроба полководца Джаваншира» и «Свидание Лейли и Меджнуна».

В феврале 1942 года Гюльназ ханум начала работать инструктором ИЗО отдела в «Доме народного творчества» и параллельно готовилась к выставке Союза Художников Азербайджана, членом которого она стала в том же году. Работая в эти годы кинохудожником на Бакинской киностудии, Гюльназ ханум приняла участие на сьемках художественного фильма «Одна семья», снятого в 1943 году во время эвакуации в Баку, с участием Любови Орловой и Григория Александрова. Работа в сьемочной группе этого фильма, в которую вошли известные режиссеры, сценаристы, художники и актеры, заинтересовала молодую художницу и впечатления, которые она получила от этой работы, остались на долгие годы.

В эти тяжелые годы в Москве были организованы выставки советских художников. 28 апреля 1943 года в Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Работы Азербайджанских художников в дни Великой Отечественной войны», на которой Гюльназ ханум приняла участие с картиной «Письмо с фронта». В эти же годы она написала три композиции: «Муштулуг», «Партизанка», «В военном госпитале».

Гюльназ ханум была награждена медалью «За доблестный труд в Отечественной войне».

Спустя несколько лет, в 1946 году, Гюльназ ханум, впервые, как театральный художник,, подготовила яркую и смелую по фантазии сценографию и костюмы для спектакля Бакинского Театра Юного Зрителя. Этот спектакль — «Царство цветов» — был поставлен по первой пьесе мужа Гюльназ ханум — молодого писателя, будущего известного публициста и драматурга Юсифа Азимзаде.

Пик творчества художницы приходится на 50-е и 60-е годы. Гюльназ ханум участвует на Республиканских и Всесоюзных выставках, ее работы приобретают многие организации и Государственный музей искусств им. Р.Мустафаева. Замечательный колорист, художник тонкого вкуса — Гюльназ ханум пишет множество прекрасных композиций, портреты, натюрморты, пейзажи. Живописец высокой культуры Гюльназ ханум пишет на холсте и картоне, используя и акварель, и гуашь, и масло. Одно из главных мест в творчестве художници занимают портреты, написанные с натуры. Это портреты известных деятелей науки и культуры, портреты родных и близких, портреты друзей и портреты многих детей, в том числе своих дочерей и внучки. Вот неполный перечень картин Гюльназ Саламовой:

Портреты: «Писатель Юсиф Азимзаде», «Революционер»,"Народная учительница", «Портрет нефтянника», «Моя мать», «Дед», «Портрет моей дочери», «Девочка с книгой», «Хураман»,"Чингиз", «Джамиля», «Хикмет со скрипкой», «Хиджран», «Девушка из Шуши», «Автопортрет», «Адиль», «Гюляра», «Гюльбениз», «Маленькая Рена», «Пианистка с косой», «Эльмира», «Гюльшен в школе», «Внучка Айнур» и другие,

Композиции: «Подруги», «Первый крик», «Чайки», «Медсестры» и другие,

Циклы:

Крымские мотивы — «Крым. В заливе Изумрудное», «Коктебель. Планерское», «Лягушачая бухта», «На Ай-Петри», «Солнечная поляна» и другие,

Рижские мотивы — «Юрмала. Дюны», «Юрмала. На пляже», «На реке Даугава», «Рига. На могиле поэта Райниса» и другие,

Северный Кавказ — «В парке Кисловодска», «Кисловодск. 16 июня 1941 года», «Село Минутка», «Тропинка в саду», «На красных камнях», «На Зеркальном пруду» и другие,

Мой Азербайджан — «Шуша», «Джидыр дюзу», «Чадровая улица», «На улице 7-ая Параллельная», «Строительство в Баку», «Снежный Баку», «Баксовет», «На даче в Шювеланах», «Вечер в Нардаране», «На нефтяных промыслах», «Молочная ферма», «Хаджар с виноградом» и другие. А также много разных картин, зарисовок, эскизов и рисунков.

В творчестве Гюльназ Саламовой можно встретиться с иллюстрациями к рассказам и повестям азербайджанских писателей, напечатанных в различных журналах. Оформления обложек некоторых книг писателя Юсифа Азимзаде также принадлежат Гюльназ Саламовой.

В 1997 году Гюльназ ханум ушла из жизни. В декабре 2000 года в Баку состоялась посмертная выставка картин художницы под названием «Дети, семья и мир», посвященная ее 80-летию. Работы, написанные ее рукой, живут сейчас в музеях, в архивах и в частных коллекциях, даруя прекрасный мир, любовь к творчеству и яркий внутренний мир мастера — живописца.

(Источник: Рена Азимзаде)

Читать дальше