войти
опубликовать

Алиса
Антоновна Сакс

Россия • родилась в 1896

(1896-1981)
Художник, скульптор, член Союза художников СССР и Художественного фонда СССР.
Родилась 23 мая 1896 года. В 1914-15 гг. она общалась со скульптором С.Д. Эрьзей, бывала в его мастерской, наблюдала за его работой. В 1915 г. поступила в Художественное училище в Москве. Ученица С.Д. Нефедова (Эрьзи). По его окончании работала во Всероссийском союзе кооперативных товариществ работников изобразительного искусства (Всекохудожник), затем в Российском производственно-творческом кооперативном товариществе художников-скульпторов (Росскульптор). В 1940 г. Алиса Антоновна участвовала в создании барельефа на сельскохозяйственном павильоне Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Алиса Антоновна участвовала в создании барельефа на сельскохозяйственном павильоне ВСХВ и готовила свои работы к открытию выставки «Скульптура Московского Союза советских художников», которая проходила в сентябре–октябре 1940 г. в Гос. музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. На выставке была представлена ее скульптура «Отличница». В декабре 1951 г. была экспонентом Всесоюзной художественной выставки. Дарование А. Сакс носит камерный характер. Лучше всего этому мастеру удаются произведения, где звучит лирическая нота. Из всех скульптурных жанров она предпочитает портрет, в котором достигла подлинного профессионализма. К удачам Сакс можно отнести работы «Няня», «Портрет скульптора», «Портрет брата». В них хорошо сочетается точное постижение внутреннего мира человека с прекрасным исполнением в материале. Она – автор бюстов М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, К.Е. Ворошилова, Г.М. Димитрова, М.М. Литвинова, Т.Д. Лысенко и др., выполненных в 1938-40 гг. «Строитель» относится к серии работ скульптора Сакс, посвящённых различным профессиям. Работа выполнена в конце 50-х годов, когда тема мирной жизни занимала все больше места в искусстве. Выступления трудящихся призывали художников воплотить в бронзе и мраморе, запечатлеть на холстах тех, кем гордится народ – рабочих и строителей, инженеров и воинов, прославленных лётчиков и колхозников, деятелей партии и государства. В этот период многие художники впервые направляются в творческие командировки по стране – на шахты, заводы, корабли, колхозные поля, в лаборатории учёных. Творческим ответом художников были выставки на тему «Люди советской страны». Необходимость создания портрета строителя социализма осознавали и сами художники. В предисловии к каталогу одной выставки они писали: «Искусство должно показать нового человека – творца и героя, показать всю мощь и значительность его будничной работы, радость его праздников, диалектику борьбы за новую жизнь». Не было скульптора, который бы не участвовал в создании портретов героев труда, не выставлял бы произведений, запечатлевших лица современников. Возможно, Алиса Сакс готовилась к такой выставке и выполнила эту небольшую скульптуру, чтобы впоследствии воплотить её в более крупных объёмах. Скульптура «Строитель», безусловно, представляет собой собирательный образ человека труда. Возможно, он работает прорабом на стройке. Немолодой худощавый мужчина изображён в спокойном положении, сидячем на табурете. Одет он в повседневную одежду, пиджак или роба небрежно заброшена на спину, на голове кепка. Весь его слегка напряжённый облик говорит о том, что он присел на недолгое время, чтобы выслушать кого-то или обдумать последующие действия. Этому образному строю способствуют рабочие руки строителя, которыми он словно опирается в колени, и ноги, которые в напряжении застыли у основания табурета. Скульптор мастерски изображает лицо мужчины: уже немолодое, морщинистое, слегка одутловатое, серьёзное выражение которого характеризует его как надёжного человека, старательного труженика. Фигура вылеплена энергичными живописными мазками, как будто написана живописцем, только рука скульптора обрабатывала не холст, а мягкий пластический материал – гипс. И если в живописи тень создаётся мазками, то здесь – бороздами, лёгкими вмятинами. Живописная лепка сделала форму изменчивой и придала образу динамику. Для более яркой передачи этого образа скульптор Сакс делает устойчивой композицию, стремится к монументальности. Таким образом, сам тип изображённого, черты его лица, тема и композиция скульптуры приближены к идеалу, к отображению труженика мирного времени, с его непреклонной волей, его уверенностью, спокойствием и силой. Ее работы (23 скульптуры и 17 статуэток) подарены в 1982 г. музею С.Д. Эрьзи Мордовского ордена Дружбы народов государственного университета им. Н.П. Огарева.

Перейти к биографии