войти
опубликовать

Джованни
Фаттори

Италия • 1825−1908

Биография и информация

Фаттори (Fattori) Джованни (6.9.1825, Ливорно, – 30.8.1908, Флоренция), итальянский живописец. Ведущий мастер маккьяйоли. Учился в АХ во Флоренции (1846–49), где с 1869 преподавал. Участник Революции 1848–49. Находил признание как автор огромных батальных картин («Итальянский лагерь после битвы при Мадженте», 1861, Галерея Питти, Флоренция), однако подлинных успехов добивался в небольших сценах и этюдах, с их жизненной непосредственностью, свободой письма и остротой композиции («Белая лошадь», коллекция Карниело, Флоренция; «В дозоре», коллекция Мардзотто, Рим), а также в остро-характерных портретах. Работал как офортист.

Джованни Фаттори родился 6 сентября 1825 года в Ливорно. Родители его занимались торговлей, и семья хотя и не жила на широкую ногу, но в необходимом себе не отказывала.

История не донесла до нас никаких подробностей детства и отрочества Фаттори — по крайней мере, таких, которые заслуживали бы особого внимания.

Заметив художественные способности мальчика довольно рано, родители поспешили отдать его под опеку местного живописца Джузеппе Бальдини. Последний не блистал выдающимися талантами, однако свое дело сделал: обучил Фаттори азам художественного ремесла.

К двадцати годам нашему герою стало тесно в Ливорно. Он еще мало смыслил в живописи, однако уже чутьем понимал, что Бальдини больше ничему его не научит. После длительных и не всегда безмятежных семейных переговоров, юный художник получил от родителей благословение на отъезд во Флоренцию.

Вскоре Фаттори поступил в частную школу Беццуоли. Он занимался в ней достаточно усердно, но благодарных воспоминаний она в нем не оставила. Промаявшись некоторое время в скучной мастерской Беццуоли, молодой провинциал поступил во флорентийскую Академию художеств, где благополучно проучился несколько лет (с перерывом на участие в революционных событиях 1848—49 годов). Дипломную работу он написал на сюжет исторического романа Гросси «Ильдегонда», весьма популярного в то время, окрашенное в драматичные тона Рисорджименто.

По окончании Академии в жизни Фаттори наступила эпоха творческого поиска, приведшего его во флорентийское «Кафе Микеланджело». В 1855 году в «Кафе Микеланджело» в результате долгих дебатов и споров сложилась группа художников, объединенная единой творческой программой и получившая название «маккьяйоли». В группу «маккьяйоли» вошли, помимо Джованни Фаттори, Телемако Синьорини (1835— 1901), Сильвестро Лега (1826—1895) и многие другие художники 1820-х — 1830-х годов рождения. О первых «маккьяйолистских» годах Фаттори вспоминал впоследствии с нежностью: «Мы были нищими и вели разгульно-богемный образ жизни, однако все это не мешало нам чувствовать себя счастливыми: ведь все, что мы делали, мы делали во имя искусства».

В 1860 году разгульной жизни пришел конец. Джованни Фаттори женился на Сеттимии Вануччи и на некоторое время уехал вместе с нею в Ливорно, в лоно семьи. Цель поездки заключалась не только в том, чтобы ближе познакомить молодую супругу с родственниками. Художник надеялся также, что морской воздух излечит ее от чахотки, которой она страдала. Забегая вперед, скажем, что развитие болезни остановить не удалось, и в 1867 году Фаттори овдовел.

Вместе с новобрачными в Ливорно отправился Нино Коста. С этим мастером, принадлежавшим к классической пейзажной школе, но обладавшим взглядом ясным и непредвзятым. Фаттори часами гулял в окрестностях Ливорно.

После смерти первой жены художник долгое время не хотел думать о том. чтобы связать свою жизнь с другой женщиной. Похоронив свои мечты о семейном счастье, он с головой ушел в работу, в общение с близкими по духу людьми. Наиболее ценными для Фаттори были отношения с Диего Мартелли, писателем и критиком, много сделавшим для пропаганды направления «маккьяйоли» как в Италии, так и за рубежом. Живой и остроумный собеседник, Мартелли не только подал нашему герою несколько ценных творческих идей, но и смог отвлечь его от бесплодных страданий.

В 1873 году Джованни Фаттори впервые побывал в Риме. Результатом этой поездки стали несколько прекрасных работ, обративших на себя внимание критики. Сразу же по возвращении он получил приглашение от своего приятеля, живописца Франческо Джиоли (с ним Фаттори познакомился незадолго до своего отъезда в Рим), пожить некоторое время в его имении близ Пизы. Фаттори с радостью согласился, но за делами и хлопотами постоянно откладывал свой приезд. «Совместные каникулы» художникам удалось провести только летом 1875 года.

С семьей Джиоли и их гостеприимным домом связан один из самых драматичных эпизодов в жизни Фаттори. На их вилле он познакомился с Амалией Нолленберг, гувернанткой детей Джиоли, поразившей его своим умом, изяществом и тактом. В 1880 году между художником и гувернанткой вспыхнул роман. Влюбленные были так ослеплены страстью, что вели себя крайне неосторожно, и их отношения быстро стали известны окружающим. Фаттори пришлось покинуть дом Джиоли. Роман с Амалией Нолленберг стал первым в череде поздних влюбленностей мастера. В 1885 году он познакомился с Марианной Бигацци, которой суждено было через шесть лет стать его второй женой (знаменитый «Портрет падчерицы», созданный Фаттори в 1889 году, — это портрет ее дочери).

В середине 1880-х годов Фаттори уже — признанная величина в артистическом мире Италии. С 1886 года он преподает в Академии художеств во Флоренции, в 1888 году получает звание почетного академика болонской Академии (далее подобные звания сыпались на него как из рога изобилия). Кульминацией этого неуклонного движения к славе и почету стало присуждение Фаттори золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Старость Фаттори встречал рука об руку уже не с Марианной Бигацци, но с третьей женой — Фанни Мартинелли (она запечатлена на одном из лучших поздних портретов нашего героя), на которой он женился спустя некоторое время после смерти Марианны, в 1905 году. Их брак был счастливым союзом понимающих друг друга с полуслова людей, но в 1907 году Фанни умерла. Последние месяцы жизни мастера были скрашены лишь общением с учениками и воспоминаниями о товарищах молодых лет.