войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Винченцо
Фоппа

Италия • 1430−1515

Винченцо Фоппа (итал. Vincenzo Foppa; около 1430—1515, Брешия) — итальянский художник, основатель ломбардской школы живописи. Одной из крупнейших работ являются фрески в капелле Портинари церкви Эусторжо в Милане.

Ведущий художник Ломбардии до приезда Леонардо да Винчи в Милан. Работал в основном в Милане, правители которого предпочитали произведения в старом, позднеготическом стиле. Согласно Вазари, учился в Падуе вместе с Мантеньей. В его произведениях соединились черты поздней готики и влияние гуманистической культуры. В фресковом цикле капеллы Портинари в церкви Сан-Эусторджо (1468) Фоппа ввёл пейзажный фон и продемострировал знание законов перспективы. Отказавшись от декоративности, Фоппа обратился в сторону драматизма и правдивости изображения — эти черты станут типичными для ломбардской живописи. Фрески Сан-Эусторджо стали вершиной ломбардского ренессансного искусства того периода.

ФОППА Винченцо Foppa, Vincenzo

(ок. 1427/1430, Брешиа - ок. 1515/1516, там же). Итальянский художник.

Фоппа является самым крупным представителем ломбардского Ренессанса, которому он придал свой особый характер, сохранившийся и на протяжении XVI столетия.

«Мадонна» (ок. 1450-1455, Сеттиньяно, Флоренция, собрание Беренсона) свидетельствует о влиянии «интернациональной готики» и, особенно, Микелино да Безоццо, но уже в этом произведении угадывается колористическое единство, созданное посредством естественного освещения. «Распятие» (1456, Бергамо, Академия Каррара) расположено под классической аркой, изображенной в перспективе, в духе Мантеньи, но пейзажный фон еще полон готической прихотливости; падуанское влияние сочетается здесь с отголосками искусства Филиппе Липпи и Якопо Беллини. Две «Мадонны» (Милан, Кастелло Сфорцеско), чья композиция также отражает влияние Мантеньи, созданы, вероятно, в тот же период. Вместе с тем, замечательный «Св. Иероним» (Бергамо, Академия Каррара), который, как часто считается, был исполнен вскоре после «Распятия», является более поздним произведением, открывающим в творчестве художника период зрелости.

Характерное для Фоппы естественное освещение заменяется здесь абстрактным, рассеянным светом, присущим флорентийской живописи. «Св. Иероним» относится к тому времени (1462-1464), когда Фоппа начал работу над фресками в капелле Портинари ц. Сант-Эусторджо в Милане, законченными в 1468. В люнетах наверху стен он изобразил четыре «Сцены из жизни св. Петра мученика»; в верхней части алтаря - «Успение» и «Благовещение»; над входом - «Ангелов»; на своде - четырех «Отцов церкви» на парусах и восемь иллюзорных фигур «Апостолов», видимых через круглые окна. Эти фрески свидетельствуют о переходе от падуанской торжественной композиции, построенной по тосканским правилам перспективы, к более свободной концепции, с натуралистической трактовкой пространства, концепции, которая станет типичной для ломбардского искусства. Завершением этой эволюции стали «Сцены из жизни св. Петра мученика», исполненные последними. В изображении леса, где происходит мученичество святого, заметно влияние нидерландского искусства, с которым Фоппа мог познакомиться во время поездки в Геную в 1461, где нидерландское влияние было очень велико. В те же годы созданы, вероятно, «Мадонны» (Берлин-Далем, музей; Роли, Музей Северной Каролины, собрание Кресс), в которых на смену влиянию Мантеньи приходит влияние Джованни Беллини,

Фрески свода капеллы Аверольди в ц. Кармине в Брешии (1475, «Евангелисты» и «Отцы церкви»), большой полиптих («Мадонна в окружении ангелов», восемь «Святых» в два ряда и «Стигматизация св. Франциска»), написанный для ц. Санта-Мария делле Грацие в Бергамо (ныне - Милан, пинакотека Брера), «Рождество» из ц. в Кьезануова близ Брешии (створки с «Иоанном Крестителем» и «Св. Аполлонией» - Женева, частное собрание), - все эти произведения созданы в эпоху наивысшего расцвета Фоппы, который придает своему натурализму суровое и очень своеобразное звучание. Чувствуя глубокую взаимосвязь между локальными приглушенными цветами и естественным освещением, он работает в характерной сероватой гамме, подчеркивающей позолоту сложных обрамлений этих алтарных картин. Подобный тип полиптиха будет использоваться всеми ломбардскими мастерами вплоть до Гауденцио Феррари. Этот тип монументальной алтарной картины находит свое наивысшее воплощение в «Полиптихе Форнари» (1489, Савона, музей) и полиптихе из главного алтаря собора того же города (Ораторий Санта-Мария ди Кастелло). Они свидетельствуют также о влиянии Фоппы на художников Ниццы. Кроме того, они обнаруживают некоторую склонность Фоппы к архаизму (они исполнены уже после того, как Фоппа познакомился с Браманте, чье присутствие в Ломбардии подтверждают документы от 1477). Это влияние приводит к монументальности, проявившейся во фресках, созданных для ц. СантаМария ди Брера («Пьета», «Мученичество св. Себастьяна»; «Мадонна с двумя св. Иоаннами», 1485, ныне - Милан, пинакотека Брера); великолепие золота вновь встречается в «Благовещении» (Милан, частное собрание). К этому же периоду можно отнести и витраж, исполненный Фоппа для Миланского собора (атрибуция Раггианти).

В своих поздних произведениях Фоппа отказывается от уроков Леонардо («Поклонение волхвов», Лондон, Нац. гал.; хоругвь Орцинови с «Мадонной и двумя святыми» на одной стороне, и «Св. Себастьяном со св. Рохом и св. Георгием» - на другой, 1514, Брешиа, пинакотека Тозио Мартиненго; фрески со «Сценами из жизни Марии» в ораторие в Виджевано). Фоппа остается верным простой и архаичной ломбардской традиции, которая будет продолжена в Брешии Моретто и, несколько иначе, Савольдо. Благодаря своему глубокому творческому сознанию Фоппа привнес в ломбардское искусство ренессансный гуманизм и трактовку пространства, а также интерес к люминизму, интерес, подхваченный ломбардскими художниками следующего поколения.

Перейти к биографии