Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Оформление более сорока спектаклей в драматических, музыкальных и кукольных
коллективах страны, рабата в кино и на телевидении, участие в ленинградских, всесоюзных
и международных выставках – таковы итоги творческого труда театрального художника,
члена ЛОСХ, заслуженного деятеля искусств РСФСР Валентины Васильевны Малахиевой.
Она начала свою творческую деятельность в 1945 году. Ее первыми работами было
Оформление спектаклей Ленинградского театрального института «Двенадцатая ночь»
В. Шекспира, «Глубокая разведка» А. Крона. Затем ею были созданы эскизы костюмов и декораций к музыкальным спектаклям театра оперетты «Моя Гюзель», «Мадмуазель Нитуш»,
«Мирандолина». В это время В. В. Малахиева начинает экспериментировать со светящимися
Красками для эстрадных номеров, а в 1946 году при ее непосредственном участии была
Осуществлена постановка музыкального спектакля «Ходжа Насреддин», где впервые в нашей стране были использованы эти краски в декорациях и костюмах, а также для создания
сценических масок.
Основное внимание, талант и творческое горение Валентина Малахиева отдавала волшебному миру кукольного театра, проработав в Большом театре кукол двадцать пять лет.
Гротеск, ирония, острая выразительность, метафора – вот термины, которые характеризуют
формленные ею спектакли для взрослых.
1955 г. «Гаврош», пьеса Л. Брасусеевича – отличалась натуралистичностью, свойственной
началу 50-х годов.
1956 г. «И смех, и слезы, и любовь», комедия В. Полякова, с копирующими человека куклами.
Сюжет этой пьесы – история молодого врача и его ассистентки, исследующих чужие сердца,
а в финале выясняется, что их собственные сердца полны любовью друг к другу, - содинял
ряд сатирических и юмористических миниатюр.
1957 г. « Двенадцать стульев», инсценировка романа И. Ильфа и Е. Петрова.
Созданный образ разоблачал «великого комбинатора», чрезмерно сгущая отрицательные
черты его характера, отвергая его как личность.
В 1957 году спектакль «Двенадцать стульев» на Всесоюзном смотре драматических
Театров получил Диплом первой степени. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе
большая серебряная медаль была присуждена Валентине Малахиевой за куклу Киса Воробь-
янинов.
1958 г. «Прелесная Галатея», по пьесе Б. Гадора и С. Дарваша. Модернизированный миф о
Пигмалионе и его ожившем творении представлял куклам возможность испытать свои силы в
пародии, хлесткой сатире. Едкой насмешке в спектакле подверглась не только Галатея, чья душа
была далеко не прекрасной, но и многочисленные боги Олимпа.
Очень сильно пародийность сюжета нашла выражение в куклах Валентины Малахиевой. Они уже не походили на человекоподобных существ из спектакля «И смех, и слезы, и любовь».
Здесь условность куклы не скрывалась, а, напротив, использовалась для предельного той или иной черты в характере персонажа.
В 1959 году поставлена пьеса Карела и Йозефа Чапеков «Из жизни насекомых».
Персонажи трех актов этой пьесы действительно были насекомые: в первом – мотыльки,
живущие простой и праздной жизнью, во втором – жуки, почитавшие смыслом существования накопительство, и, на конец, - муравьи, стремящиеся к господству над окружающим миром.
Спектакль шел под названием «В золотом раю» - показывал омерзительный и обреченный
мир, где царствовали инстинкт, расчет, грубая сила. Очень интересными были и куклы В.В. Малахиевой, в них сочетались зоологические и человеческие черты.
В 1960 году, на Втором международном фестивале театров кукол и марионеток, прово-
димом в Бухаресте, спектакль «В золотом раю» завоевал Гран-при и золотую медаль.
1961 г. «Золотой теленок», инсценировка романа И. Ильфа и Е. Петрова. Постановочное решение отдельных эпизодов и образов созданных кукол В.В. Малахиевой свидетельствовало
О постепенном раскрепощении сценического языка театра кукол.Значительная перемена произошла в Бендере. Он словно помолодел, стал обладать тем обаянием, которого был лишен
в раннем спектакле.
В этих постановках происходило раскрепощение языка кукольного искусства, отказ от подра-
жания драматической сцене, возвращение к условности куклы.
1963 г. «Сокровище Сильвестра», сатирическая композиция А. Вагенштайма
1966 г. «Этим вечером случилось», пародийное представление В. Дыховичного и др.
1968 г. «Несусветная комедия» по мотивам произведений Т.-М. Плавта. Рассказывается история
Раба Псевдола. Борьба героя происходила на фоне бесконечных амурных похождений его
хозяев.
Для маленьких зрителей Валентиной Васильевной выполнены куклы и оформлены
спектакли:
1955 г. «Волшебные тыквы», корейская сказка Н. Ходзы.
1956 г. «Лучше Ферды нет на свете», сказка И. Калаба.
1962 г. «Работник Емельян и пустой барабан», пьеса Е. Зельцер и Е. Лепковской по мотива
Сказки Л.Н. Толстого.
1965 г. «Катькин день», пьеса М. Азова и М. Тихвинского.
1966 г. «Сказка о маленьком Каплике», пьеса Н. Гернет.
1970 г. «Маяковский и Маршак – детям», музыкальное представление по стихотворениям
В. Маяковского «Сказка о Пете , толстом ребенке и Симе, который тонкий» и С. Маршака
«Мистер Твистер». Куклы выполнялись совместно с Л. Боровенковой.
Кукол для первой детской телевизионной передачи в 1955 году - обезьянку Жаконю в берете набекрень и серьезного мальчика в очках по имени Телевичок – создала тоже она. Жаконя была очень примерной обезьянкой с хорошим поведением, но темпераментной, эмоциональной натурой, а серьезный Телевичок, напротив, все время упрямился и строил козни.
Жаконю озвучивал знаменитый Владимир Кукушкин, актер-кукольник Большого театра кукол на улице Некрасова».
В 1955 году В. Малахеева впервые пробует свои силы в искусстве кино. Совместно с художником В. Макаровым она создает сказочное дно и фантастические пейзажи космоса к кинофильму «Планета бурь».
Валентина Малахиева придумала первых кукольных дублеров для отечественных кинофильмов и первого советского птеродактиля. Самые знаменитые ее работы – механическая кукла Суок из «Трех толстяков» и Голова профессора Доуэля.Она сделала кукол для фильмов «Старая, старая сказка», «Спаси и сохрани», покойника для фильма «Круг второй» Сокурова. Она же автор скульптуры Анны-Марии, манекена, демонстрирующего ожерелье со змеей, шедевр для кинофильма «Господин оформитель», где сама художница исполняла роль старой сводни. К сожалению, многих кукол постигла безрадостная участь.
У кукол Малахиевой поднимаются ноги, двигаются руки, открываются и закрываются глаза, они даже умеют подмигивать .Чтобы правильно и свободно управлять такой куклой, нужно овладеть ее мимикой, почувствовать природу и характер.Одному человеку трудно сделать куклу. Поэтому все механизмы создавал супруг Малахиевой – скульптор О. Сикорский (физик по образованию).
Теперь куклы, сделанные Валентиной Малахиевой, хранятся в музее Большого театра кукол,
в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина и частных коллекциях