войти
опубликовать

Ханс
Мульчер

Германия • XV век−1467

Мульчер Ханс (Multscher) (около 1400 - 1467), немецкий скульптор и живописец. Работал в Ульме (с 1427). Стиль Мульчера сложился под влиянием Робера Кампена, нидерландской и французской скульптуры эпохи Раннего Возрождения (Клаус Слютер и др.). Одновременно с К. Вицем и Л. Мозером Мульчер обратился к изучению натуры, вводил бытовые детали в живописные композиции на религиозные темы, стремился придать своим персонажам индивидуальную характеристику посредством гротескно-выразительной мимики и жестикуляции (Ландсбергский алтарь, прежде считался алтарём из Вурцаха. 1437. Картинная галерея, Берлин-Далем). Стремление к индивидуализированной характерности образа сказалось и во многих скульптурных произведений Мульчера ("Христос-страдалец" на главном портале собора в Ульме, 1429).

МУЛЬЧЕР, Ганс (Multscher, Hans)

Ок. 1400, Рейхенхофен, Вюртемберг — 1467, Ульм. Немецкий скульптор и живописец. Представитель искусства, переходного от готики к Возрождению. В молодости, в годы странствий, познакомился с искусством Нидерландов и Бургундии. С 1427 работал в Ульме в качестве свободного художника, состоящего на службе городского магистрата. В начале своей творческой деятельности занимался скульптурой, впоследствии обращался и к живописи. Создавал монументальные алтари со скульптурной центральной частью и живописными боковыми створками.

Самая ранняя работа Мульчера — украшение статуями парадных окон ульмской ратуши (ок. 1427—1430, ныне — Ульм, Музей). Ансамбль состоял из пяти фигур — императора Карла Великого в центре, королей Венгрии и Чехии по бокам (несколько меньше натуральной величины) и более низких статуй оруженосцев по краям. Главенствовала в композиции статуя императора, она отличалась спокойствием позы и цельностью фигуры, облаченной в длинную мантию, спадающую почти параллельными неглубокими складками.

В ранний период своего творчества Мульчер исполнил модель надгробия герцога Людвига Баварского (1435, Мюнхен, Гос. баварские художественные собрания). Иконография этого надгробия необычна. В отличие от других работ подобного рода здесь нет воспроизведения фигуры покойного. На плите представлено рельефное изображение коленопреклоненного воина, обращающегося с молитвой к Св. Троице. Тонкая пластическая проработка рельефа свидетельствует о высоком техническом мастерстве скульптора.

Дальнейшее творчество Мульчера связано с созданием скульптурно-живописных алтарей, исполнявшихся обычно для приходских церквей небольших городков. В центральной — скульптурной части мастер использует уже не камень, а дерево, из которого вырезает фигуры тех святых, кому посвящен алтарь. Известны два алтарных произведения, созданием которых руководил Мульчер. Это — Ландсбергский алтарь (ранее ошибочно называвшийся Алтарь из Вурцаха, 1437, Ландсберг, приходская церковь) и Алтарь из Штерцинга (1456—1459, ныне — Випитено, Южный Тироль). Оба алтаря посвящены Деве Марии. В первом случае статуя исполнена величия и царственного достоинства, поза спокойна, одеяние ниспадает крупными складками. Фигура Девы Марии из Штерцинга более изящна и стройна, ее лицо тоньше и идеальнее, в нем ощущается духовный аристократизм. В обоих случаях художник прибегал к раскрашиванию статуй, но если раскраска ранней фигуры достаточно сдержанна, то в поздней она более интенсивна.

В Ландсбергском алтаре Мульчер расписывает четыре наружные створки, посвященные Деве Марии, и четыре внутренние, на которых изображены Страсти Христа (Берлин, Гос. музеи). Интерес к пластике человеческой фигуры, ее материальной телесности и объемности характерен и для живописи художника. Персонажи его картин главенствуют в пространстве. В них нет хрупкости и утонченности, свойственных произведениям живописцев "мягкого стиля", работавших в Германии в это время. Выразительности лиц и движений Мульчер пытается добиться с помощью резких ракурсов, остроты мимики. Изображая обнаженное тело, он использует светотеневую лепку, что позволяет достичь ощущения живой плоти. С помощью насыщенного и плотного цвета художник старается передать фактуру того или иного материала.

Принадлежность Мульчеру живописи наружных и внутренних створок Алтаря из Штерцинга не безусловна, хотя композиционные решения некоторых сцен выдают близость его произведениям. Некоторые характерные черты первой работы находят развитие в поздней: возрастает эмоциональность мимики и жестов, порой даже несколько преувеличенная, заметно растущее внимание к решению проблем пространства. Фигуры располагаются либо в развивающемся вглубь интерьере, часто с прорывами в природное окружение, либо в многоплановом пейзаже.

Созданный Мульчером тип алтарных произведений, включающих в себя скульптуру и живопись, нашел значительный отклик в немецком искусстве того времени, особенно в работах мастеров Южной Германии.

Перейти к биографии