Мастер современного портрета, автор картин цикла «Русские сны», триптиха «Посвящение Русскому балету Дягилева».
Георгий Шишкин родился в 1948 году в Екатеринбурге (тогда Свердловск) в семье музыканта-скрипача, ветерана Великой Отечественной войны Георгия Ивановича Шишкина, получившего ранения на фронте. Мальчик рано лишился отца.
В детстве Георгий испытал сильное влияние атмосферы дома прадеда и прабабушки, дома с подлинно русскими традициями, сохранёнными в советское время. Его прадед, которого Георгий знал, ослепшим, до двадцати лет, — Ефим Иванович Корабельщиков был врачом в Русской армии. Дом был снесён в 1968 году.
С раннего детства Георгий Шишкин проявил способности к рисованию. В два года мама показала ему, как правильно держать карандаш, с которым он больше не расставался. Когда ему было четыре года, дядя Юра, вернувшийся со службы, нарисовал ему корабль, рассекающий волну, чем впечатлил детское воображение.
С шести лет мальчик учился в Музыкальной школе по классу скрипки и посещал судомодельный кружок, но «был уже уверен, что должен стать художником», он постоянно рисовал. В десять лет он поступил в Художественную школу при Художественном училище Свердловска, которую закончил с отличием в 1963 году, в числе трёх лучших выпускников, и получил рекомендацию для продолжения учёбы.
Но мама, заботясь о скором получении сыном надежной профессии, настояла на поступлении его в Строительный техникум. Георгий продолжал рисовать на лекциях, делал зарисовки в транспорте, а всё оставшееся время продолжал совершенствовать себя в живописи.
Во время работы на практике каменщиком (III разряда) и дублёром мастера на строительном участке, он, оступившись, упал с лесов. Шапка-ушанка спасла его от гибели.
Затем юноша работал два года в архитектурной мастерской главного архитектора Уралгипромеза (Уральский государственный институт по проектированию металлургических заводов) Бориса Викторовича Гуляева. Архитектор и художник, энциклопедически образованный человек, Гуляев стал надолго (до своей кончины в 1986) его учителем и другом. Они вместе ходили на этюды (и в дождь, и в холод), обсуждали проблемы искусства. Именно Гуляев настоятельно посоветовал юноше продолжить учёбу.
Георгий Шишкин в 1975 году окончил Свердловский архитектурный институт (ныне Уральская государственная архитектурно-художественная академия), где в то время преподавали ведущие художники Урала. В период учёбы (1969—1975) он совершал путешествия с этюдником по старинным городам России. Один или вместе с другом — молодым преподавателем истории искусства Анри Юрьевичем Каптиковым, выпускником Петербургской Академии Художеств, одним из лучших знатоков русской архитектуры, открывшим ему целый ряд видений древней Руси. В Успенском соборе Владимира Георгий был впечатлён фресками Андрея Рублёва, первого русского художника.
Посещая Санкт-Петербург и Москву, юноша целыми днями подробно и внимательно изучал коллекции музеев: Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи.
С 1974 года Георгий Шишкин начал участвовать в профессиональных художественных выставках. В том же году он стал лауреатом Всероссийского конкурса студенческого творчества и был приглашён к участию в Всесоюзной выставке «Творчество молодых» на ВДНХ СССР в Москве. «Молодой художник, я тогда ещё не знал, чего я хочу, но уже твёрдо знал, чего я не хочу» — говорит сам художник. Интуитивно он уклонялся от направления «соцреализма».
После окончания института с 1975 по 1978 год работал архитектором в 1-й мастерской Свердловскгражданпроекта.
С 1978 по 1988 год Георгий Георгиевич преподавал на кафедре рисунка Свердловского архитектурного института (УрГАХА). С 1981 по 1982 год стажировался в Московском высшем художественно-промышленном училище имени Строганова.
Член Союза художников СССР с 1985 года.
По приглашению от дирекции ЦДРИ в 1987 году он поехал с персональной выставкой в Москву.
В том же году художник осуществил поездку по России, посетив, в частности, Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия и Кирилло-Белозерский монастырь.
С 1989 года является членом Международной федерации художников-графиков ЮНЕСКО. В 1989—1991 годах он совершил несколько поездок в Западную Германию и Голландию. В 1991 году переехал в Москву, перевелся в Московскую организацию Союза художников России.
В 1993 году Георгий Шишкин впервые посетил Францию, в 1996 году остановился в Париже и в этом же году приглашён с выставкой в Монако. С 1998 года является резидентом княжества.
Художник принял участие во многих благотворительных акциях в пользу детей России.
Творческая деятельность
Первым крупным успехом Георгия Шишкина, тогда ещё студента 3-го курса Свердловского архитектурного института, стала разработка светильников для Исторического сквера Свердловска.
Экспериментируя в разных техниках, с 1980 года Георгий Шишкин отдаёт предпочтение пастели. В 1983 году он изобрёл оригинальный метод подготовки основы под пастель, гарантирующий их крепкое сцепление. Этот метод позволил художнику расширить возможности пастели и получить необычные качества живописи, используя большие форматы.
В 1980—1990-х годах в России прошёл ряд персональных выставок художника. С его первой персональной выставки, проходившей в Свердловске в 1981 году, несколько картин было приобретено Государственной картинной галереей Свердловска.
С 1983 по 1985 год Георгий Шишкин занимался созданием интерьера музея Свердловского государственного академического театра оперы и балета, включающего в себя пространственно-консольные конструкции с экспонатами, две настенные росписи и галерею портретов наиболее выдающихся солистов театра. Он также работал архитектором в 1-й мастерской института Свердловскгражданпроект над несколькими проектами, по которым были построены в Свердловске: Дом кинематографистов, Центр хирургии, Дом для зарубежных гостей, НИИ Сельэнергопроект. Также Шишкин разрабатывал проекты образного решения станций метро.
В 1991 году художник создал несколько церковных росписей для фасада екатеринбургской церкви Всех Святых, в дар церкви, где был крещён во младенчестве.
С 1992 года, после первых поездок за границу, Георгий Шишкин, начал работу над картинами цикла «Русские сны», в которых стремился выразить духовную сущность бытия, объединяя абстрактное с реальным.
Художник получил приглашение от мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака сделать свою выставку в Государственной Русском музее.
В 1993 году картина Шишкина, посвящённая Фёдору Шаляпину, была представлена в Большом театре в Москве на юбилейном концерте в присутствии потомков великого певца.
Приезд Георгия Шишкина в Париж в 1993 году принёс ему встречу со «старыми русскими» и дал ему новый импульс для продолжения его цикла «Русские сны». Именно в Париже, центре исскусства и индустрии развлечений, он осознаёт себя русским художником и понимает, что был таковым всегда.
Стараясь сохранить свою творческую свободу, Георгий Шишкин в 1995 году отказывается от заманчивого в денежном плане предложения одного французского бизнесмена, побывавшего на его выставке в Версале, который, в обмен на подпись эксклюзивного контракта художником, готов открыть галерею под его именем в центре Парижа (показал помещение), покупать каждую следующую его картину, предоставить ему мастерскую и жильё, а также помочь в продлении визы во Франции, но при условии, что художник будет писать Париж.
Идя на риск, Георгий Шишкин отдаёт последние деньги на подготовку персональной выставки в Каннах, в зале напротив Дворца Фестивалей, куда его пригласила, впечатлённая его выставкой в Версале, специально приехавшая из Ниццы (где родилась) Татьяна Александровна Васильчикова — человек, бескорыстно любящий искусство, предками которой были: Васильчиков Александр Алексеевич, директор Императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге (1879—1889), автор словаря русских портретов (1871), Бове Осип Иванович (1784—1834), архитектор, автор Большого театра в Москве. Когда-то в семье Васильчиковых преподавал Николай Васильевич Гоголь. (Интересно, что именно в Ницце писатель погрузился в изучение духовной литературы, особенно русской святоотеческой).
С выставки Георгия Шишкина в Каннах в 1995 году французы покупают четыре картины художника, из них три — из цикла «Русские сны», находя в них выражение нового русского стиля.
Эксперт и знаток искусства лорд Алистер Макальпайн (англ. Alistair McAlpine), посетив выставку Георгия Шишкина в Париже, посвятил ему статью в лондонском журнале «The European Magazine» под названием «Художник улавливающий загадку России» (21-27 сентября 1995), отметив высокое мастерство художника.
На аукционе Christie’s в Монако картина Георгия Шишкина заняла четвёртое место среди произведений художников с мировым именем: Арман, Фернандо Ботеро, Роберто Матта, Жан-Мишель Фолон. Этот факт отметила французская газета «Фигаро» в номере от 20 марта 1999 года. Картина была приобретена маэстро Лучано Паваротти.
С большим успехом прошла персональная выставка Георгия Шишкина во Дворце Фестивалей в Каннах (1999), а затем — ряд выставок: в Галерее музеев в Ницце (2000), в Музее Овер-сюр-Уаз (2001), в Галерее ART 3 в Париже (2005), в Форуме Гримальди в Монако (2006).
В 2008 году Георгий Шишкин — почётный приглашённый Международной выставки Пастели в Лиможе (Франция).
Георгий Шишкин — мастер современного портрета, обладающий сильной интуицией. Он является автором серии портретов творческих людей, написанных с натуры, среди которых: Борис Штоколов, Иннокентий Смоктуновский, Жан Марэ, Жерар Депардье. Он был приглашён во Дворец Монако для создания портрета князя Альбера II.
Французский искусствовед и поэт Андрэ Верде, друг Пикассо и Шагала, написал:
Без преувеличения я расцениваю Георгия Шишкина как одного из лучших портретистов, что я знаю в Европе. Его удивительное мастерство основывается на подчёркнутой чувствительности техники, в которой скользит сама тайна живописи.
Произведения Георгия Шишкина находятся в музеях и частных коллекциях во многих странах мира, в частности, в княжеском дворце Монако, в коллекции королевы Великобритании Елизаветы II, маэстро Лучано Паваротти, братьев лордов Дэвида и Фредерика Барклей, лорда Алистера Макальпайна и других.
Приглашенный к оформлению интерьеров, художник осуществил серию картин для Дворца президента Объединённых Арабских Эмиратов шейха Заида бен Султана аль-Нахайяна.
Родился 25 января 1948 года в Екатеринбурге (тогда Свердловск) в семье музыканта-скрипача. С раннего детства проявил способности к рисованию.
Образование:
Музыкальная школа Свердловска, класс скрипки, 1954-1959.
Художественная школа при Художественном училище Свердловска, 1958-1962.
Свердловский Архитектурный Институт (ныне Уральская Государственная Архитектурно-Художественная Академия), 1969-1975.
Московское Высшее Художественно-промышленное училище имени Строганова (ныне Московский Государственный Художественно-промышленный Университет имени Строганова), 1981-1982.
С 1974 года активно участвовал в профессиональных художественных выставках в России, а с 1989 года - и за рубежом.
Лауреат Всероссийского конкурса творчества молодых в 1974 году.
Архитектор 1-й мастерской проектного института Свердловскгражданпроект, 1975 - 1978.
Преподаватель на кафедре рисунка Свердловского Архитектурного Института (Уральская Государственная Архитектурно-Художественная Академия), 1978 - 1988.
С 1981 года проводит персональные выставки: Свердловск, Тюмень, Ирбит, Москва, Дубна, Звёздный, а с 1989 года - и за рубежом.
Член Союза Художников СССР с 1985 года. В связи с переездом в Москву перевелся в Московскую организацию СХ России в 1991 году.
Член Международной Федерации Художников-графиков ЮНЕСКО с 1989 года.
Член Ассоциации Дом Художников в Париже с 1996 года.
Член Комитета Художников Монако Международнной Ассоциации изобразительного искусства ЮНЕСКО с 1998 года.
Осуществлённые проекты:
Фонари Исторического Сквера Екатеринбурга: разработка проектов и моделей пяти типов декоративных светильников и руководство над исполнением на заводе Уралхиммаш, 1973;
Интерьеры Дома для зарубежных гостей (в русском стиле) с разработкой мебели, светильников, др. деталей (рисунки резьбы по дереву - анималистические композиции, чеканки и прочее), Сысерть, Свердловская область, 1975;
Интерьер и экспозиция музея Екатеринбургского Государственного Академического Театра оперы и балета с пространственно-консольными конструкциями, с двумя настенными росписями и галереей выдающихся артистов театра, 1983-1985;
Серия портретов творческих людей, написанных с натуры при личной встрече: Владимир Огновенко, 1983; Пётр Гусев, 1984 (Театральный музей Санкт-Петербурга); Марк Паверман, 1984; Борис Штоколов, 1984; Ярополк Лапшин, 1984; Елена Гоголева, 1984 (ЦДРИ, Москва) и 1988; Верико Анджапаридзе, 1985; Рамаз Чхиквадзе 1985 и 1987; Отар Зауташвили, 1985; Юрий Соломин, 1986; Татьяна Шмыга, 1986; Татьяна Филимонова, 1986; Иннокентий Смоктуновский, 1988; Юрий Яковлев, 1988; Светлана Цой, 1993; Жан Марэ, 1995; Инна Чурикова, 1998; Глеб Панфилов, 1998; Жерар Депардьё, 2003; Елена Заремба, 2005..;
Три панно для фасада церкви Всех Святых в Екатеринбурге (в дар церкви, где был крещён во младенчестве), 1991;
Цикл картин «Русские сны», с 1992, в которых автор стремиться выразить духовную сущность бытия;
Серия картин, посвящённых Театру:
- опера: «Посвящение Шаляпину», 1993 (картина была представлена на юбилейном вечере в Большом театре 13 февраля 1993 в присутствии потомков Шаляпина, приехавших в Москву из разных стран); вариант картины находится в музее Оперного театра Казани;
- балет: триптих «Посвящение Русскому Балету Дягилева», 1997; «Посвящение Вацлаву Нижинскому», 1999-2001; «Портрет Рудольфа Нуреева в пируэте» (репродукция на обложке французского журнала «DANSE light», Париж, март-апрель 2003); «Серж Лифарь в роли Икара», 2005;
Серия картин для интерьеров Дворца президента Объединённых Арабских Эмиратов, шейха Абу Даби Заида бен Султана Аль Нахайяна (Zayed bin Sultan Al Nahyan);
Проекты почтовых марок княжества Монако:
"Оперный театр Монте-Карло - Зал Гарнье", к торжественному открытию после реставрации накануне интронизации князя Монако Альберта II; блок из 6-ти марок; выпуск 16 ноября 2005. Фоторепортаж: http://art-chichkin.blogspot.com/
"Филармонический Оркестр Монте-Карло", к 150-летнему юбилею с года его создания; выпуск 6 апреля 2006.
"Фонд принца Монако Пьера", к 40-летию его основания; выпуск 20 июня 2006.
"Портрет князя Альберта II в профиль" (лауреат конкурса); выпуск 1 декабря 2006 (марка представлена на Международной выставке MonacoPhil 2006; помещена на первой странице престижного каталога «100 наиболее редких филателистических документов мира»; стенд в Музее Филателии в Монако).
"Иоханнес Брамс", к 175-летию со дня рождения композитора; выпуск 1 января 2008.
"Борис Пастернак", к 50-летию присуждения писателю Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго»; выпуск 8 апреля 2008.
"48-й Международный Телевизионный Фестиваль Монте-Карло 2008"; выпуск 2 июня 2008.
«Столетие Русского Балета Дягилева»; выпуск май 2009.
Выставки
Персональные выставки (основные):
Дом Работников Культуры, Свердловск, 1981;
Музей Искусств, Ирбит, 1982;
Центральный Выставочный Зал, Тюмень, 1983;
Дом Архитектора, Свердловск, 1984;
Дворец Культуры УРАЛМАШ-завода, Свердловск, 1986;
Центральный Дом Работников Искусств (ЦДРИ), Москва, 1987;
Центральный Дом Литераторов, Москва, 1987;
Дом Культуры, Дубна, 1987;
Дворец Культуры, Звёздный городок космонавтов, 1987;
Центральный Дом Архитектора, Москва, 1987;
Дом Культуры МГУ, Москва, 1988;
Центральный Дом Кинематографистов, Москва, 1988;
Выставочный зал Министерства нефтяной и газовой промышленности, Москва, 1989;
Выставочный зал Верховного Совета СССР, Москва, 1991;
Галерея «Burg Vossloch», Гамбург, Зап. Германия, 1991;
Выставка на XIX-м Международном Конгрессе Философов, Москва, 1993;
Выставка на II-м Конгрессе Соотечественников, Российская Академия Наук, Москва, 1993;
Галерея ADS, Париж, Франция, 1994;
Trianon Palace, Версаль, 1995;
Галерея Rocco Turzi, Париж, 1996;
Дворец Фестивалей, Канны, 1999;
Оперный Театр Монте-Карло, княжество Монако, 1999;
Оперный Театр, Ницца, 2000;
Выставка «Русские сны», Galerie des Ponchettes - Галерея музеев, Ницца, 2000;
Музей импрессионистов, Овер-сюр-Уаз, Франция, 2000;
Национальный Театр Мухамеда V (по приглашению Министерства Культуры), Рабат, Марокко, 2001;
Galerie du Château, Версаль, 2002;
Выставка в Библиотеке-Фонде Русского Зарубежья, Москва, 2005;
Галерея ART-3, Париж, 2005;
Национальный Театр, Люксембург, 2005;
Музей «Цитадель», Вильфранш-сюр-мер, Франция, 2005-2006;
Форум Гримальди, Монако, 2006;
Выставка к 150-летию русского присутствия на Лазурном Берегу, Университетский Центр Средиземноморья, Ницца, 2008;
Выставка в швейцарском банке MIRABAUD, Монте-Карло, княжество Монако, 2008-2009;
Групповые выставки (основные):
Всероссийская выставка студенческого творчества (Диплом лауреата конкурса), Новосибирск, 1973;
Традиционная весенняя выставка (первое участие), Дом Художника, Свердловск, 1974;
Всесоюзная выставка «Творчество молодых», ВДНХ СССР, Москва, 1974;
Областная выставка живописи Свердловской организации СХ СССР, Государственная Картинная Галерея, Свердловск, 1980;
VI-я Всесоюзная выставка Акварели, Центральный Дом Художника, Москва, 1981;
Всесоюзная выставка «Молодость страны», Центральный выставочный зал «Манеж», Москва, 1982;
Выставка новых поступлений, Государственная Картинная Галерея, Свердловск, 1982;
Уральская Зональная выставка, Государственная Картинная Галерея, Свердловск, 1985;
Российско-Американская выставка на Конгрессе «Сотрудничество в космосе во имя мира на Земле», Международный Торговый Центр им. Хаммера, 1987;
Галерея «Raum und Kunst», Гамбург, Зап. Германия, 1989;
Галерея «Малая Грузинская, 28», Москва, 1989;
Международная выставка «Искусство и Космос», «Ko-Galerie», Дюссельдорф, Зап. Германия, 1989;
Galerie Burckman, Ганновер, Зап. Германия, 1990;
Выставка русских художников в компании «Aufina», Бад-Хомбург, Зап. Германия, 1990;
Выставка русского искусства (начиная с Кандинского), Галерея «Burg Vossloch», Гамбург, Зап. Германия, 1991;
«Российский портрет», Московский Дом Художника, 1991;
Выставка Международной Федерации Художников-графиков ЮНЕСКО, Центральный выставочный зал «Манеж», Москва, 1991;
Выставка «Женский портрет», Галерея «Московский Художник», Москва, 1992;
Выставка «Автопортрет», Галерея «Малая Грузинская, 28», Москва, 1993;
Выставка «Время Марины Цветаевой», Музей изобразительных искусств, Александров, Россия, затем Шумен, Болгария, 1993;
Международная выставка «Художники мира», Париж, затем Бейрут, Дамаск, Алеппо, 1995;
Салон Французских Художников (приз Фонда Тейлора; медаль Салона), Париж, 1997;
Выставка посвященная Сергею Павловичу Дягилеву, Посольство Российской Федерации во Франции, Париж, 1997;
Выставка художников Монако (почётный приглашённый), Центр международных встреч, Монте-Карло, 1997;
Выставка на I-м Фестивале славянской культуры, Российский культурный центр, Париж, 1997;
Галерея «Monaco Fine Arts», Монте-Карло, 1997;
«XXXII-й Международный Приз Современного искусства Монте-Карло», Монако, 1998;
Выставка посвящённая Жану Кокто, Музей изобразительных искусств, Ментон, Франция, 1998;
Выставка в Christie’s 12-ти художников: Арман, Ботеро, Шишкин, Фолон, Матта, Тобиас.., Монако, 1999;
Выставка «Создатели сегодня» (приглашён почётным президентом выставки), Дворец конгрессов, Saint-Quau-Portrieux, Франция, 1999;
«Мэтры современного портрета», Музей изобразительных искусств, Ментон, Франция, 1999;
Выставка пяти лауреатов Гран При Фонда Тейлора, Галерея Фонда Тейлора, Париж, 2000;
Выставка «Послы Европейского Искусства», Линкольн-Центр, Нью-Йорк, США, 2001;
Осенний салон, Париж, 2001;
Международная выставка «Европастель» (почётный приглашённый), Кунео, Италия, 2002;
Выставка «Адам и Ева», Atrium de Casino, Монако, 2002;
«Европастель», Музей истории города Санкт-Петербурга, 2003;
Выставка посвящённая Жану Марэ, Дом Радио- Франс, Париж, 2003;
Выставка коллекции картин Андрэ Вердэ (Пикассо, Хартунг, Сезар…), Шато-Музей Гримальди, Кань-сюр-мер, Франция, 2004;
I-я Международная выставка Пастели, Центральный Дом Художника, Москва, 2005;
Выставка посвящённая Сержу Лифарю, Театр в Шартре, 2005;
Выставка «Art en Capital», Гран Пале, Париж, 2006;
«MonacoPhil 2006» (презентация почтовой марки с портретом князя Альберта II в профиль; лауреат конкурса), Монако, 2006;
I-й Международный Салон Пастели, Шарантон-лё-понт, Франция, 2007;
8-й Международный Фестиваль Пастели - Выставка (почётный приглашённый: русский художник Георгий Шишкин), Фетия (Лимож), Франция, 4 июля - 7 сентября 2008;
Выставка, посвящённая Русским сезонам Дягилева, художников Санкт-Петербурга и художников, работающих за границей, Русский центр науки и культуры в Париже, ноябрь 2008.