войти
опубликовать

Алексей
Еремеевич Карев

Россия • 1879−1942

Годы его учебы (1895—1998) прошли в Саратове, который в то время переживал необычайный подъем художественной жизни. В Боголюбовском рисовальном училище Карев вошел в круг одаренной молодежи, где встретил П. В. Кузнецова, А. Т. Матвеева, П. С. Уткина. Для саратовцев очень значительным было влияние В. Э. Борисова-Мусатова, которому Карев обязан пониманием основ живописи и живописной культуры. После дальнейшей учебы в Пензе (1898—1901) у К. А. Савицкого и в частной художественной школе в Киеве (1901-1902) Карев в 1903-м приезжает в Петербург, где в течение следующих четырех лет работает в Свободной товарищеской мастерской.

Творчество художника-педагога А. Е. Карева - яркая страница в истории искусства Ленинграда 1920-30-х гг.

Годы его учебы (1895-98) прошли в Саратове, который в то время переживал необычайный подъем художественной жизни. В Боголюбовском рисовальном училище Карев вошел в круг одаренной молодежи, где встретил П. В. Кузнецова, А. Т. Матвеева, П. С. Уткина.

 

Для саратовцев очень значительным было влияние старшего, мудрого художника В. Э. Борисова-Мусатова, которому Карев обязан пониманием основ живописи и живописной культуры.

 

После дальнейшей учебы в Пензе (1898- 1901) у К. А. Савицкого и в частной художественной школе в Киеве (1901-02) Карев в 1903 г. приезжает в Петербург, где в течение следующих четырех лет работает в Свободной товарищеской мастерской совместно с А. Т. Матвеевым, С. В. Чехониным, П. Ф. Смогрицким.

 

Он участвует в выставках "Венок", Салона "Золотого руна", "Мира искусства" (1911). Ранние творческие поиски Карева связаны с импрессионизмом, символизмом Борисова-Мусатова, деятельностью объединений "Голубая роза", "Мир искусства". Членом последнего он стал в 1917 г. Много времени он уделял музейным занятиям, осмыслению классики.

 

В натюрмортах 1910-х гг. все эти искания отразились в сложном сочетании. Карев-импрессионист понимает цвет как свет. У Карева-символиста предметы натюрмортов полны тайного смысла и имеют объективное бытие, но при этом их композиция остается классической. Отзвуки творческих находок "Голубой розы" можно найти во всем творческом наследии Карева.

 

С середины 1910-х гг. художник обращается к пейзажу. Большая часть его пейзажных работ посвящена городу на Неве. В жанре городского пейзажа Карев обрел свое особое творческое "я", с которым он и вошел в историю живописи.

Любовь к Петербургу сближает его с мастерами "Мира искусства", но если тех прежде всего занимала история города, психологическая драма, скрытая за его величественными строениями, улицами, площадями, то для Карева, шедшего по пути выявления сути изображаемых предметов как в натюрморте, так и в пейзаже, прошлое, настоящее и будущее собраны в целостном картинном образе того или иного городского мотива.

 

Карев создал поэтически-монументальный образ города, причем достиг этого не за счет великолепных видовых сюжетов или схематического упрощения формы, а благодаря внутреннему лирическому осмыслению сурового городского пространства. Часто художник выбирал возвышенную точку зрения на объекты изображения, использовал только чистые цвета, не смешивая их на палитре. Он обычно долго работал над произведением, добиваясь максимально точного взаимодействия цветовых пятен, верного колористического звучания.

 

Среди лучших пейзажей, созданных Каревым, - "Городской пейзаж. Васильевский остров", "Демонстрация у завода" (оба 1926), "Городской пейзаж. Андреевский рынок" (1927), "Нева" (1934). В 1920-х гг. Карев был членом художественного объединения "Четыре искусства". Последнее двадцатилетие своей жизни он много сил отдавал преподаванию: в Саратове (1920-21), затем в Петрограде - в Художественно-технических мастерских (бывших ЦУТР), а с 1922 г. во Вхутемасе - ИЖСА, а также в средней художественной школе при нем (1936-37).

Перейти к биографии