войти
опубликовать

Рысбек
Ахметов

Россия • 1942−1995

Биография и информация

Родился: Село Абай – Базар Келесского района Южно – Казахстанская область.

1963 г. - художественное училище им П.П.Бенькова. г. Ташкент.

1967 г – Ташкентский театрально- художественный институт имени А.Н.Островского, отделение «монументально-декоративной и архитектурной скульптуры».

1969 г – Член Союза Художников СССР

Произведения находятся в Третьяковской галереи, г Москва.

Музей изобразительного искусства им А.Кастеева, г. Алматы.

Работы в частных коллекциях Казахстана, Великобритании, Франции, Японии и др.ст. Художник принадлежит к поколению шестидесятников много сделавших для развития изобразительной школы Казахстана.

Творчество Рысбека Ахметова занимает в изобразительном искусстве Казахстана значительное место. Его работы по сей день, привлекают все более пристальное внимание зрителя и ценителей искусства. Этот интерес вызван глубоким проникновением скульптора в мир создаваемых образов. В портретах Ахметова предстает интереснейшая галерея различных характеров. В композициях запечатлены сюжеты из сказок и эпосов.

Особая целостность и убедительность пластических решений, чувство общего и умение сохранить неповторимость конкретного, поэтичность и сдержанность – это те качества, которые характеризуют творчество Рысбека Ахметова. Быть по настоящему национальным художником сегодня невозможно без широкого мышления, своего взгляда на эпоху, на проблемы времени, Ахметов один из первых скульпторов активизировавших интерес к национальному наследию в современной пластике.

Традиции древней культуры словно оживают в его творчестве. Уверенное видение целого, способность извлекать ритмические и фактурные эффекты материала соединяются в его лучших произведениях с лирической интонацией. Умение заставить заговорить и оживить безмолвный материал, воспевая человеческую красоту, страсти, мысли – все это подвластно творчеству Рысбека Ахметова. Умеющего найти свой пластический язык и почерк воплощения для избранного замысла. Скульптор решает новые интересные проблемы, по-своему переосмысливая традиции казахского искусства. Образы созданные им несут в себе свежесть чувств, настроений, гибкость ритмов. Скульптор старается работать преимущественно в материале, в шамоте. Этот материал излучает теплоту солнца, имея золотые оттенки. Пористая поверхность шамота, словно живая фактура, позволяет создавать формы. Рысбек ага говорил что, работая в этом материале нужно уметь не мучить его, нужно лепить на одном дыхание, так как в глине душа человека когда-то ушедшего из жизни. Произведениям Ахметова характерно укрупненность объемов, стремление к декоративности. Декор в его произведениях минимальный, сделан в виде легкого рельефа, фактуры немного цвета солей, выявляющий лишь структурные особенности произведения. Все его работы находящиеся в музее им. Кастеева, в частных коллекциях и в галереи названной его именем раскрывают незаурядность таланта скульптора и свидетельствуют об интересном восприятии им человека и мира.

Всю прожитую жизнь для скульптора смыслом и содержанием жизни являлся творческий труд. Для него не было не праздников, не выходных, он говорил что жизнь не так уж длина и после себя нужно оставить свой произведения для потомков. Он восхищался глубокой мудростью народной пластики, ее одухотворенностью, точностью и простотой средств выражения. Его произведения без сентиментальности и экзальтации рассказывают о вечной душе народа. Ахметов также следил и за современным реалистическим течением в скульптуре, учитывал их опыт. Рысбек ага в своей манере выражал большое человеческое содержание, поэтому выражение его произведений самобытно, оригинально, и в нем присутствует личное «я». Материал в его работах звучит и подчеркивает его смысл.

Рысбек Ахметов свободно переходил от статуи к мелкой пластики, от скульптурной группы к монументальному проекту, от медали к ажурной композиции. Его работы можно узнать в самых разных по форме и жанру произведениях, они открывают огромный мир красоты, истины и добра. В творчестве Рысбеа Ахметова тонкое чувство пластики органично дополняется природным воображением. Получив серьезную профессиональную подготовку, воспитанный в духе высокой требовательности к себе и сознании значительности икусства скульптуры, как искусства, большой мысли, он с первых шагов стремился к поиску собственного пластического языка.

Ахметов родился 3 января 1942 года в селе Абай Келесского района Чимкентской области. После досрочного окончания Ташкентского художественного училища, он поступает в Ташкентский театрально – художественный институт который закончил в 1968 году. Это были годы не только просто учебы, подготовки к взлету это было само творчество. Рысбек Ахметов вошел в советскую скульптуру уже сложившимся скульптором.

Тогда было создано множество портретов, в которых ощущалось чуткость, живая теплота пальцев ваятеля. Любимым жанром являлся для Рысбек ага портрет.Ведь в портрете человек наиболее ясно виден в нюансах своего характера, в мгновениях своего душевного состояния и бытия. Он создал неповторимый мир образов народных героев, галерею портретов великих. В этой миниатюрной мастерской смотрели друг на друга и как бы мысленно общались разные эпохи, сведенные воедино талантом ваятеля: Абу Наср Аль – Фараби с Олжасом Сулейменовым, Мукагали Макатаев с Курмангазы, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Гапу Кайырбеков, Толен Абдыков, Абиш Кекильбаев, Шерхан Муртаза, Абдильда Тажибаев, Асанали Ашимов, Ермек Серкебаев. Всего более трехсот портретов. То, что большее количество приходится на портреты людей искусства, вполне естественно, поскольку каждому художнику близки и понятны чувства и мысли творческой личности. От изображения великих людей всегда ждёшь особой глубины значительности. Требуешь соизмеримости образа с идеями, делами и судьбой героя. Рысбеку Ахметову удалось все это выразить в своих произведениях. Увлекательные задачи, которые ставит жанр исторического портрета для скульптора. Прежде всего сложные и сильные личности дают возможность не только выразить свое отношение к их творчеству или деятельности, но и к истории, дать свое восприятие индивидуальности человека и его места и роли в мире. Мировоззренческая и этическая содержательность в этом жанре может быть особенно велика, кроме того, от скульптора требуется высокая культура, подлинная интелегентность, хорошее знание эпохи, иконографического и документального материала, умение критически его использовать, чтобы, не лишая произведение необходимой в данном жанре «узнаваемости» персонажа, показать его по – новому, самостоятельно и глубоко. Наконец, профессиональное мастерство автора здесь может быть продемонстрировано в пластическом решении исторического костюма аксессуаров и реалий. И решение всех этих задач должно быть подчинено главной цели – созданию убедительного и полнокровного образа. Для Ахметова каждый человек является творцом, и вся его жизнь есть акт постоянного созидания. Силуэты портретов, как правило обобщены, ему важно лишь подчеркнуть детали характера. Удивительные композиций выполненные в манере древних мастеров.» Арман» - Мечта. Работа выполнена в шамоте, покрыта солями красного цвета. Мастер изобразил мальчика который облокотившись на ослика задумался о чем то далеком. Даже выражение лица, мечтательно по детски наивно. В этой работе ощущение легкости и детства. Хотя этот материал требует большей обобщенности, скульптор сумел передать легкую окрыленность которая может быть только в детстве.

«Караван» - шамот. Скульптурная композиция из детства. Воспоминания ярко откладываются в сознании человека и потом влияют на его жизнь и творчество. Он рассказывал, как с караваном перекочевывали с места на место и он сонный в колыбельке спал на спине верблюда. Сама композиция, представляет собой традиционную сцену, связанную с перекочевкой на новые пастбища. Скульптор, который в мелкой пластике изображает различные жанровые сюжеты в стиле народной игрушки, здесь наиболее ярко демонстрирует свое мастерство в этом виде. Сама композиция состоит из нескольких фигур, и дает возможность для свободной компоновки их на плоскости. Скульптор видит в этом сюжете большую значимость и торжественность наряду с тонким юмором и легкой гротесковостью в передаче персонажей. Все это взоймодествие неторопливого и важного движения верблюдов и спокойствие силуэтов, сидящих на них женщин подчеркивается показом резвящихся ребят, один который разместился за спиной своей матери, а другие удобненько сидят в сумке на спине верблюда. Все фигуры переданы в обобщенной форме с небольшой детализацией лишь в лепке лиц и украшений. Художник подчеркнул важность и торжественность степенность плывущей процессии. Скульптор удачно сумел передать свою идею о народной традиции через внешне наивную и незамысловатую композицию, добился живой гармонии между простым и сложным.

«В чайхане» - работа небольшого размера, представляет собой фигуру сидящего мужчины с пиалой в руке. Этот фрагмент можно увидеть в любом селе или городе на Востоке, здесь сам процесс чаепития приобрел некий ритуальный, таинственный характер. В чайхане собирались для того чтобы пообщаться, поделится и услышать новости. Состояние раскованности и непринужденности успешно передано скульптором. Для этой композиции позировал народный артист Кудаиберген Султанбаев, сам артист и взятый сюжет дополняют друг друга. От скульптуры веет юмором и теплотой, округленность и обобщенность объемов создают атмосферу доброты. Веселое лицо обращенное в сторону создает взаимодействие со средой с зрителем. Складки подчеркивают сложность движения.

«Пять братьев» - эта скульптура выполнена в шамоте. Скульптор изобразил стилизованного как игрушка ослика и сидящих на нем пять мальчиков. Декор использован в лицах и украшениях. Мальчики статичны с очень веселыми выражениями лица. Рысбек ага смеясь, говорил что среди них и он сам. Незамысловатый сюжет вызывает улыбку. Доброта и открытость самого автора проявилась в его композиции и исходила от его работы.

Силуэт скульптур у Ахметова, как правило. Значительно обобщен, ему важно лишь подчеркнуть те детали, которые «подталкивают» зрителя н «домысливание». А значит и на «само творчество» со скульптором.

«борцы» - Работа выполнена в стиле восточной народной игрушки, с присущей ей методикой трактовки и юмором в передаче всем знакомых народных праздников. Сама композиция представляет собой симметричную и устойчивую группу из двух борцов. Здесь поставлена задача, передать явления схватки, через противодействие двух силуэтов, с широко расставленными ногами, удлиненным торсом и похожими лицами. Две фигуры увенчиваются одной головой и двумя лицами. Здесь минимализация художественных средств оправдана, так как символическое значение подразумевает многое. Материал становится пластичным и гибким как сама мысль автора. Скульптор с добрым юмором верит в незыблемость основ бытия и традиции и это выражается в особой устойчивости и ее строгой симметричности.

«Томирис» - произведение мелкой пластики, в который чувствуется огромная скрытая энергия. Архаичная трактовка образа Томирис находит в себе отзвук древних каменных изваяний народов Востока и образов скульптуры Греции раннего периода. Сильно обобщенные формы фигуры женщины образуют четкий и выразительный силуэт, что придает этой работе значительную монументальность. Само движение здесь символично, полонение торса, рук и ног – все подчинено одному мощному акту натягивания лука.

  • Учеба