Регистрация
1889, 40.8×76.5 см • Масло, Холст

Описание картины «По реке Оке»

Биография Абрама Архипова лишена какого-либо намека на скандальность, да и нравом художник отличался спокойным, если не сказать благостным. Но, будучи принятым в Товарищество передвижных художественных выставок, на первой же экспозиции передвижников он умудрился представить полотно, идущее наперекор сложившимся устоям, царящим в ТПХВ.

Совместно с приятелями по Московскому училищу живописи, художниками Ивановым, Хрусловым и Виноградовым в 1888 году Архипов отправляется в путешествие на лодке по Волге. В пути они делают остановки в прибережных селениях, пишут зарисовки – так появляется на свет замысел картины «По реке Оке».

Луч солнца золотого


По всей вероятности, аккурат во время речного круиза Архипов подсмотрел сюжет с тяжеловесной, перегруженной поклажей и людьми баржей, медленно ползущей к своему пункту назначения. Несмотря на обманчивую незамысловатость сюжета, живописцу удалось воплотить его настолько метко и достоверно, что полотно было выкуплено Третьяковым еще до того, как его впервые представили на 18-й выставке передвижников в 1890 году.

Отзывы картина собрала довольно противоречивые. С одной стороны, сложно было игнорировать очевидный талант Архипова в правдивом отображении прозаичной бытовой сцены, живописующей поглощенных тяжкими думами крестьян. Проявляется он и в тончайшей работе кистью, что легким, порхающим импрессионистским мазком соткала невесомое полотно безмятежной речной глади, неуловимо перетекающей в безбрежное небо.

Картина произвела фурор: в прессе «По реке Оке» называли одним из наиболее выдающихся экспонатов выставки. Критик Стасов писал: «Вся картина писана прямо на солнце, что чувствуется прямо по всему, по каждой тени и блеску, по всему чудесному общему впечатлению; из сидящих на барже людей четыре бабы - просто великолепны по бесконечно правдивым позам, в которых они, праздные, усталые и унылые молча сидят на своих тюках... И как это все мастерски сгруппировано, правдиво, просто, но и живописно!»

Восторженно отзывалась о работе Архипова и жена художника Поленова, Наталья Васильевна: «Это было своего рода откровением. Яркость, солнечность красок поражали, казалось, что это сама природа, поражала талантливость мастера. Мы бегали смотреть и наслаждаться; Архипов сразу определился и занял крепкое место в среде художников».

Лодочка, плыви


Но всеобщего восхищения не смогли разделить собственно сами передвижники. Ведь картина Архипова «По реке Оке» не вписывалась в идеалы Товарищества, от которых на ней остались рожки да ножки: социальный контекст и классовая линия – крестьянская тема.

Живописец посмел отойти от передвижнического трагизма во взгляде на тяготы бытия простого люда, а подчеркнутый реализм, характерный для этого течения, он подменил «легкомысленным» импрессионистским впечатлением-этюдом, обнаруживающим умиротворение и своеобычную идиллию там, где преданный передвижник выдвинул бы на первый план драматизм нелегкой доли российского крестьянства.

Будучи выходцем из бедной, почти нищей крестьянской семьи, Архипов не захотел разделить подобный взгляд на среду, которая его взрастила и выпестовала. Верным сыном оставался он ей на протяжении всей своей творческой жизни, но драматичному заламыванию рук предпочел красочный оптимизм. Художник не мог не видеть и не воспевать грубоватую красоту деревенских баб (1, 2, 3). У него находились самые насыщенные, жизнеутверждающие краски для живописания скромных радостей повседневного крестьянского быта (1, 2, 3).

И хотя спустя 10 лет Архипов напишет поистине остросоциальное полотно «Прачки», атмосфера безысходности которого придется как раз впору передвижническому эталону, от характерного для него натурализма живописец отойдет еще дальше, чем на картине «По реке Оке». Однажды нащупав свободу и все доступные способы выражения летучих впечатлений, что дарит импрессионизм, Архипов уже не сможет в полной мере вернуться к унылому, сковывающему по рукам и ногам реализму в воссоздании сюжетов из жизни русского крестьянства.

Картина Архипова «По реке Оке» – важнейшая, переходная веха на его художественном пути, открывшая новые горизонты выразительности. От кропотливой проработки и четких линий ранних работ он обращается к смелому, размашистому и чувственному мазку, не забыв прихватить и еще один фирменный прием импрессионистов. Обрезанная нижним краем холста часть судна вовлекает зрителей в происходящее, делая нас одними из пассажиров архиповской ладьи.

Автор: Наталья Азаренко
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Пейзаж, Жанровая сцена
Стиль и техника: Импрессионизм, Реализм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Тамара Лемпицка. Тадеуш Лемпицки (Портрет мужчины, неоконченный)
  • Тамара Лемпицка. Сон (Рафаэла на зеленом фоне)
  • Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом Бугатти
Meine
Собирает Sasha Paleva
36 работ • 0 комментариев
  • Абрам Ефимович Архипов. Прачки
  • Исаак Ильич Левитан. Цветущий луг
  • Абрам Ефимович Архипов. По реке Оке
Любимые
3 работы • 0 комментариев
  • Абрам Ефимович Архипов. Прачки
  • Абрам Ефимович Архипов. По реке Оке
Абрам Архипов
2 работы • 0 комментариев
  • Клод Моне. Поле маков в ложбине у Живерни
  • Клод Моне. Мост Ватерлоо, пасмурный день
  • Клод Моне. Мост Ватерлоо, пасмурная погода
Импрессионисты и вокруг них
197 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом Бугатти
2
Автопортрет в зеленом Бугатти
Тамара Лемпицка
1929, 37×25 см
Тамара Лемпицка. Тадеуш Лемпицки (Портрет мужчины, неоконченный)
1
Тадеуш Лемпицки (Портрет мужчины, неоконченный)
Тамара Лемпицка
1928, 130×80.5 см
Абрам Ефимович Архипов. Прачки
5
Прачки
Абрам Ефимович Архипов
1890-е , 91.7×71.6 см
Исаак Ильич Левитан. Цветущий луг
9
Цветущий луг
Исаак Ильич Левитан
1890-е , 24×40 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP