войти
опубликовать

Георг
Гросс

США • 1893−1959

Георг Эренфрид Гросс (нем. Georg Ehrenfried Groß, 26 июля 1893, Берлин — 6 июля 1959, Берлин) – немецкий живописец и график, коммунист и пацифист, который в разное время был участником художественных объединений «Новая вещественность» и берлинского Клуба дада, жил в Германии, Франции и Америке. Самый беспощадный сатирик межвоенного времени в Германии. У Гросса было множество псевдонимов, которыми он представлялся и подписывал работы, несколько светских образов (то американский ковбой, то голландский предприниматель). В 1920-е он внезапно начал произносить свое имя на америанский манер –и стал Джорджем Гросом.
Мальчишкой Георг Гросс запоем читал о приключениях ковбоев и индейцев, мечтал об Америке, бесконечно рисовал сцены из любимых вестернов. Он покрывал бумагу изображениями солдат и лошадей, грезил о подвигах и сражениях. Во время Первой мировой войны Гросс, конечно, вызвался служить, но его романтические представления о славе и честных боях разбиваются об отвратительную жестокость, лицемерие и ужас войны. После принудительного лечения в психиатрической лечебнице был признан непригодным для военной службы, но вернулся к мирной жизни с точным представлением о своем предназначении.
Закончив еще до войны Дрезденскую академию искусства и парижскую Академию Коларосси, Гросс писал городские сцены и ночную жизнь. После войны он вступает в коммунистическую партию и единственным действенным способом изменить мир считает жестокое высмеивание его убогих, мелочных, меркантильных, жестоких обитателей и законов. Он рисует карикатуры для сатирических журналов, занимает жесткую пацифистскую позицию, единственным по-настоящему искренним чувством в современном мире считает солидарность угнетенных рабочих.
Альбом литографий «С нами Бог» привел Гросса на скамью подсудимых по обвинению в оскорблении немецкой армии, а следующий «Ecce Homo» - по обвинению в распространении порнографических материалов. Но назначенные судом штрафы художника не останавливали. Он стал знаменит.
В Америку Гросс эмигрировал по приглашению Лиги студентов-художников, а всего через год к власти в Германии пришли национал-социалисты – и вскоре больше 200 работ Гросса были изъяты из немецких музеев и уничтожены. Почти 30 лет проведя в Америке, Гросс разочаровался и в ней –и буквально за 6 недель до смерти вернулся на родину.

Особенности творчества художника Георга Гросса: восхищаясь сатирическими работами француза Оноре Домье и британца Уильяма Хогарта, Гросс пытался стать таким же безжалостным обличителем пороков своего времени. На этом пути он безжалостен и отважен. Его гротескные офицеры и туповатые толстосумы, беспринципные политики и алчные женщины – собирательные образы, изображения не столько конкретных людей, сколько болезней века. Только перебравшись в Америку, Гросс взялся за масло и акварель – и начал писать пейзажи. Не забывая, впрочем, временами пройтись и по американским порокам.

Известные картины Георга Гросса: «Кровь – лучший соус», «Даум выходит замуж за автомата-педанта Георга в мае 1920 года. Джон Хартфилд рад этому», «Серый день».

Перейти к биографии