войти
опубликовать

Ефим
Игнатьевич Шатов

Россия • 1935−2000

Биография и информация

(1935, Самарканд - 2000, Москва)

В 1966 г. окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В.И.Сурикова.

В 1975 г. вступил в Союз Художников СССР.

Регулярный участник республиканских и всесоюзных выставок.

Работы хранятся в Серпуховском художественном музее, а также приобретались в частные собрания в России, Австрии, Болгарии, Бразилии, Испании, Южной Кореи, Югославии, Японии.

Родился в Приморском крае в 1935 году. Там прошли детство и юность художника. В 1960 году окончил художественное училище во Владивостоке и сразу поступил в Московский художественный институт имени В.И.Сурикова на факультет станковой живописи. Учась в мастерской А. Грицая, молодой художник получил хорошую школу мастерства, высокой художественной культуры.

Самостоятельная работа началась с 1967 года. Ефим включился в художественную жизнь, начал принимать участие в выставках самого разного уровня –от всесоюзных до региональных, и в 1975 году становится членом Союза художников. Уже с первых шагов Ефим Шатов заявил о себе как художник многожанровый, и таким он оставался до конца.

В его творческом наследии есть ряд программных работ. К ранним произведениям такого плана относятся «Комиссары»и «Путейцы», хранящиеся в Серпуховском историко – художественном музее. Это заказные работы. Но, не смотря на ангажированность, чувствуется долгая подготовительная работа, о чём свидетельствуют оставшиеся подготовительные рисунки, этюды. Полотна « сурового стиля», характерные для 70х годов, с их агитационным пафосом, романтической приподнятостью. Смело акцентированная звучность красок, их светосила создают мажорную тональность произведений. Сюжетная связь между персонажами отсутствует. Они предстают как романтические герои своего времени.

К программным произведениям 70х годов надо отнести и полотно «В старом городе». Высокая точка зрения позволяет охватить всё пространство базарной площади, чем-то напоминающий старый рынок Серпухова. Разбросанные тут и там строения, суетящиеся люди, мужички, соображающие на троих, лошадка, ожидающая хозяина, будто бы сошли со старинной народной картинки. Мастер использует приёмы народного примитива, переведённого на язык высокого живописного профессионализма.

В последние годы жизни Ефим Шатов задумал написать серию картин, посвящённых Петру I. Но успел создать лишь одну – «Пётр I» на Плещеевском озере».

Человек всегда интересовал художника. Он любил размах и надёжность в людях, любил прямоту и мужество, лиризм и душевную теплоту. Таковы «Портрет пастуха из деревни Волково», «Портрет сибиряка И.Т.Антрропова» и особенно портреты близких. В трёх автопортретах запечатлены три этапа жизни самого Ефима Шатова. Ранний - романтический, полный задора. На портрете 70х годов – зрелый, вдумчиво смотрящий на жизнь человек. И последний, с долей разочарования, усталости и одновременно мудрости на лице.

Художник любил природу. Написал много пейзажей, разных по своему настроению – романтических, в духе Рылова, и лирических. В них всегда точно угадано состояние природы, он любуется неповторимой красотой незатейливого пейзажного мотива. Его пейзажи, то созерцательны, то экспрессивны, то романтичны, как «Крым. Старая крепость», в котором через арку крепостной стены видна бесконечная морская синева с белеющим одиноко парусником.

В своих натюрмортах мастер всегда стремился к передаче материальной красоты окружающих нас вещей. Классические по композиции и живописной манере, они радуют красивой цветовой гаммой и какой – то своей «старинной строгостью».

Ефим Шатов был широким и душевным человеком, замечательным художником, творчество которого является яркой страницей в художественной жизни нашего города.

Участник республиканских, всесоюзных, академических, областных, городских, персональных, зональных выставок. Работы хранятся в Министерстве культуры России, Серпуховском историко-художественном музее, в частных собраниях России, Австрии, Болгарии, Бразилии, Испании, Южной Кореи, Югославии, Японии. Член Союза художников СССР.