войти
опубликовать

Геннадий
Яковлевич Ханжин

"Тяга к искусству у меня была с детства, а вот выучиться на художника мне не довелось", - рассказывает Г.Я. Ханжин.

В возрасте 62-х лет он стал студентом-заочником Московского университета искусств, но закончить его не удалось, учился самостоятельно. Как-то в Тюмень приехала группа художников из Москвы во главе с народным художником С.П. Ткачевым. Ему и показал Г.Я. Ханжин три свои картины. Они понравились. С.П. Ткачев поздравил живописца-любителя и посоветовал продол- жать работу. Это окрылило Геннадия Яковлевича Ханжина.

Картина "Прощание с Родиной"/1991/ посвящена коллективизации, раскулачиванию. На переднем плане скорчившись, в худых сапожонках, на санях сидит мальчик, тут же нехитрый скарб. Около заколоченного дома мать, рыдая, прощается с родным углом.

Сюжет взят из жизни села Кодское Курганской области. Здесь в 1919 году и родился Г.Я. Ханжин. Дед занимался выделкой овчин, родители - хлебопашеством. При доме имели лавку. Геннадий был тринадцатым ребенком в трудолюбивой семье. В 1928 году Яков Алексеевич отвел сына в первый класс, а в феврале следующего года умер. Семье пришлось перебраться в Тюмень. Мать устроилась прачкой в больнице, Геннадий босиком, сбивая в кровь ноги, бегал по базару, продавая газеты, воду, зарабатывая себе на обувку. В 1932 году, сдав экзамены за четвертый класс, Геннадий поступил в ФЗУ. Но жизнь была тяжелой. В поисках пропитания мать пошла по деревням и не вернулась: ее нашли замерзшей в лесу.

Картина "Пора расцвета"/1986/ - нежное воспоминание художника о своей матери. В 1939 году Г.Я. Ханжин был призван в армию. Конно-артиллерийский полк, в котором он служил, в 1941 году был переброшен под Ленинград.

Картина "На прямую наводку" /1987/ - попытка показать обстановку боя, когда "красавец лес превратился в непроходимый бурелом"

Натюрморт "Встреча"/1989/ - память о сослуживце Александре Пантелееве. С ним Г.Я. Ханжин всю войну прошел рядом. Спустя тридцать лет они нашли друг друга и встретились.

В "Сибирском лете" /1987/ на цветущей лужайке изображена молодая женщина. Она хочет осторожно сорвать цветок, чтобы не спугнуть сидящую на нем бабочку. Героиня картины- прообраз жены художника Анны Николаевны.

Пейзажи "Просторы сибирские"/1992/, "У реки Туры"/1991/, "Зимой в лесу"/1993/, "Утреннее солнце"/1986/, "Сенокос"/1992/ и другие - выражение трогательной любви ветерана- фронтовика к природе, которая дает ему силы, желание поделиться прекрасным с другими. Картины Г.Я. Ханжина рождают чувство просветленной красоты. Как будто и не было тех трудностей, которые выпали на его долю. Видимо, той радостью, что не хватало ему в детстве и юности, он наполнил свои картины-размышления.

Геннадий Яковлевич Ханжин награжден орденами "Красной Звезды и "Отечественной войны II степени", а также медалями "3a оборону Ленинграда", "За взятие Кенигсберга", "За взятие Берлина" и юбилейными медалями.

Перейти к биографии