войти
опубликовать

Павел
Афанасьевич Россомахин

Россия • 1896−1956

Родился в Тюмени. Занимался в рисовальном классе при Александровском Тюменском реальном училище (1897-1904) у Н.В. Кузьмина. Член СХ с 1934. Живописец. Археолог, общественный деятель. Пейзажист. В 1926-1936, 1939-1941 - директор Тюменского областного краеведческого музей. В 1937-1938 - преподаватель Омского областного (Союза советских художников) СХ. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Участник городских, областных, всесоюзных, международных выставок. Произведения находятся в ТМИИ, ТОКМ, ТГИАМЗ, Омском музее изобразительных искусств, в частных российских собраниях. Умер в Тюмени.

Личность Павла Афанасьевича Россомахина (1986-1956) - талантливого историка, ученого, археолога, художника - уникальна. Он являлся одним из создателей губернского краеведческого музея, организатором и активным членом Общества изучения местного края. Разносторонняя и насыщенная общественная деятельность не мешала художнику активно творчески работать. Талант Россомахина более всего проявился в жанре пейзажа. Так, особое место в его творчестве занимали кавказские мотивы. Природа Кавказа: вершины перламутровых гор и долины, ущелья и водопады, морс, цветущие деревья - впервые запечатленная им в небольших по размерам живописных этюдах еще в 1910-е годы и позднее будет присутствовать в его работах. «...Манера рисования выработалась своя, особенная. С первого взгляда может показаться яркость красок странной, неестественной, но если понаблюдать природу, уловить ее сущность, то рисунки мои покажутся вполне естественными, реальными... Главная же цель моих исканий в области живописи - это самому видеть красоту природы и научить других ее видеть». В многочисленных работах, объединенных Россомахиным в единую серию «Времена года», он с тонким мастерством и любовью передает неповторимую красоту и своеобразие сибирской природы: то полыхающей в золотых красках осени, то в пене цветущих яблонь и сирени. Но пожалуй, более всего художник любит писать утопающие в сугробах старинные деревянные домики и заборы, а также застывшие в молчании тонкие хрупкие деревца со сложным узором ветвей, четко выделяющимся на фоне заката или на белом искрящемся снегу. Небольшие по размеру, лишенные всяких эффектов, они завораживают проникновенным лиризмом и особой музыкальностью.

Перейти к биографии