войти
опубликовать

Пётр
Семенович Бахлыков

Россия • 1932−1999

Был из плеяды русских самородков, на которых держалась и держится наша земля. Человек, не получивший систематического базового образования (помешала война), оставил после себя целое наследие. Это живопись, графика, скульптура, книги и музей. Таких людей, как он, есть все основания называть великим словом - Просветитель.

Родился Пётр Семенович 10 октября 1932 г. в деревне Вахлова Сургутского района. Учился в школе соседнего поселка Погорельск. Работать начал подростком - на добыче рыбы, охотничьем промысле, лесозаготовках. После окончания в 1955 г. армейской службы был бригадиром рыбодобычи, управляющим отделением совхоза в д. Вата.

В 1961 г. переехал с семьей в с. У гут, считавшееся национальным центром юганских ханты, работал техником-лесоводом, егерем и даже учительствовал.

С 1965 г. Петр Семенович начал целенаправленно изучать культуру юганских ханты. Бывая в отдаленных юртах, он с интересом собирал легенды, предания, предметы материальной культуры. Итогом многих лет кропотливого собирательства и изучения истории явилось открытие в 1979 г. Угутского краеведческого музея, в основу которого легли собранные Петром Семеновичем коллекции археологических находок, предметов быта (одежды, домашней утвари, национальных музыкальных инструментов). Задумав обогатить экспозицию музея жанровыми картинами из жизни ханты, он смело взялся за кисть и... стал художником. Картины его, выполненные в упрощенной манере письма, непосредственны, дышат теплом и трогают душу.

Первым художественным опытом Петра Семеновича явилась копия известной картины "Богатыри" (1973 г.), но уже в 1979 г. из-под его кисти вышел подлинный шедевр. Картина "Дитя природы" изображает старика-ханты, плывущего на лодочке-долбленке. Столько в этой фигуре света, мудрого, лукавого спокойствия и одухотворенности! Все последующие работы также ясны и высоки по настроению. Сейчас можно сказать, что он писал не только душу народа, культуру которого глубоко ценил и понимал, но и свой собственный внутренний портрет. В1980 г. состоялась персональная выставка в Сургуте. Петр Семенович очень не хотел, чтобы его работы покидали Угут. Тюменский музей сумел в свое время уговорить его сделать несколько авторских копий ("Счастливые", "Трофим Фомич", "Последний").

П.С. Бахлыков принимал участие в выставках в Сургуте, Ханты-Мансийске, Тюмени, Москве, его картины были отмечены наградами, дипломами. Большая работа по созданию музея и художественное творчество получили признание. В 1994 г. Петру Семёновичу было присвоено звание заслуженного работника культуры России (в 1996 г. - Ханты-Мансийского округа). В 1995 г. вышел альбом живописных полотен П. Бахлыкова. Но творческие силы далеко не были исчерпаны. В 80-е гг. им были написаны историко-этнографическая книга о юганских ханты и роман "Медвежья падь". Обе работы увидели свет в 1996 г. в тюменском издательстве "СофтДизайн".

Можно утверждать, что Угут, как культурный центр, состоялся во многом благодаря тому, что в нем жил и творил П.С. Бахлыков. Он связал Угут со всем миром. С ним общались ученые из Томска, Тюмени, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов страны, часты были гости из-за рубежа. Он первым разглядел ценность юганской земли, стал ее певцом и хранителем. В 1999 г. Угутскому музею было присвоено имя П.С. Бахлыкова.

//В помощь краеведу. Материалы к календарю знаменательных и памятных дат Тюменской области на 2002 год. – Тюмень, 2001. – С.68-70

Перейти к биографии