Регистрация
Виктор Григорьевич Лень
Россия 1914−1978
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Заслуженный художник РСФСР.

Родился Виктор Григорьевич Лень в Ростове-на-Дону 27 сентября 1914 года, в семье рабочего. Еще до поступления в Ростовское Художественное училище он занимался в школе ФЗО, где приобрел специальность гравера-хромолитографа, работал в местных газетах и в Ростовском областном книж-ном издательстве. В. Г. Лень с теплотой вспоминает своего первого руководителя, который в те годы оказал большое влияние на формирование юноши в искусстве графики. Это был главный художник областного издательства, мастер офорта и акварели, ученик В. В. Матэ по Академии худо-жеств, заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР А. А. Мытников (1890−1960). Как человек большой и разно-сторонней культуры, А. А. Мытников не мог не оказать воздействия на профессиональный рост В. Г. Леня.

После окончания Виктором Григорьевичем художественного училища в Ростове-на-Дону он поступает в Московский институт имени В. И. Сурикова (1938). В годы Великой Отечественной войны В. Г. Лень оказался в Самарканде, куда эвакуировался институт. Огромное впечатление произвел этот город, его сказочная архитектура средневекового Востока на фоне своеобразной природы. Уже тогда В. Г. Лень много времени уделяет искусству акварели, в которой сумел отразить свое восприятие Самарканда — древнего и молодого.

Но будущий художник не только учился в годы войны вместе с узбекскими колхозниками, студенты собирали хлопок, выполняли задание партийных организаций самарканда по наглядной агитации. В конце войны институт вернулся в Москву.

Учителями В. Г. Леня были А. В. Лентулов, С. В. Гераимов, В. В. Почиталов, А. А. Деблер, Д. К. Мочальский. «Большое воздействие оказал на меня Сергей Васильевич Герасимов» — вспоминает В. Г. Лень. Он всегда был для студентов живым примером серьезного, творческого отношения к натуре и остался в нашей памяти, как требовательный к себе художник; как мастер высокой гражданственности и тонкий, поэтический певец русской природы. Из его мастерской вышли художники различных индивидуальностей. Они успешно работают сейчас в разных городах и республиках нашей страны. В живописи они идут разными путями. Но думаю, что я не ошибусь, если скажу: все мы, ученики Сергея Васильевича, бесконечно благодарны ему за то понимание реалистичной живописи, которое он передал нам… Ведь живопись — искусство очень «ответственное», призванное нести людям высокий строй мыслей и чувств".

Тема дипломной работы в институте определилась у Виктора григорьевича сразу: образ А. М. Горького. Написать картину о любимом писателе он мечтал ещё в Ростове, когда бродил по набережной Дона, когда писал этюды в старом порту, там, где когда-то работал грузчиком будущий писатель. Теперь же, в институте, собирает этюдный материал пока еще на Волге (к картине «А. М. Горький в Ростовском порту» В. Г. Лень еще вернется несколько лет спустя). Дипломная работа «Горький среди грузчиков на Волге» (1948 г.) была оценена положительно и удостоена премии Художественного фонда СССР. В Ростове, куда художник вернулся сразу же после окончания института, он продолжает работу над образом писателя. В начале 1950-х годов им написаны картины «Горький на заводе Ростсельмаш» и «Горький в совхозе «Гигант», затем «Молодой Горький» и несколько позже «Горький в Ростовском порту». На персональной выставке представлен этюдный материал к этим полотнам: этюды грузчиков. Этюды к образу А. М. Горького.

Из этих произведений, посвященных образу пролетарского писателя, наиболее значительна картина «Молодой Горький» — пленэрно решенный портрет писателя на берегу Волги. Одновременно в начале 1950-х годов В. Г. Лень выезжает на стройку Волго-Донского канала имени В. И. Ленина, пишет этюды строительства Цимлянского гидроузла и донские пейзажи, собирает материал к небольшой жанровой картине «С парома» — о людях современных казачьих станиц, колхозников Тихого Дона.

Таковы представленные в экспозиции этюды казачек с корзиной и ведрами, старого казака на телеге, донских рыбаков. К этому же периоду относятся этюды казачьих дворов и цветущих садов на Дону.

В большом и разнообразном по своим задачам этюдном материале, созданном на Дону, чувствуется следование заветам учителя- С. В. Герасимова: развитие в раннем творчестве В. Г. Леня пленэрной системы живописи в подходе к решению пейзажа и в изображении фигур на воздухе. В то же время художник продолжает работать в технике акварели. Он создает несколько пейзажных серий на основе поездок по Северному Кавказу (окрестности Кисловодска, Домбайская Долина). Если в акварелях «Домбайской серии»: «Пасмурный день» и «В долине Домбая» художник применяет сдержанную серебристо-серую гамму красок, то акварели кисловодской серии («Главный проект в Кисловодске», «Вид с горы», «Бештау: Пятигорск»), более воздушны и разнообразны по колористическому строю, более свободны по манере исполнения.

Особенно интересны акварели большой серии «По народной Болгарии», созданной в самом конце 1950-х начале 1960-х годов на основе полуторамесячной поездке В. Г. Леня в Народную Республику Болгарию с ленинградским художником Савиновым Г. А. «Розовая долина», «Созопол. Порт», «Созопол, Перед грозой» и другие листы этой содержательной и разнообразной по своим впечатлениям серии говорят о новых поисках в творчестве художника. Новые искания выразительных средств в советском искусстве этого периода преломились в творчестве В, Г. Леня прежде всего в большей живописной свободе и большей «раскованности» художественных приемов. Повышение звучности цвета, разнообразие технических средств, выразительность цветового пятна и живописность, пластичность формы в композиционном строе листа позволяют утверждать, что «Болгарская серия» акварелей (в нее вошло и несколько листов, исполненных смешанной техникой — акварелью с применением пастели или гуаши) явилась для В. Г. Леня новым этапом творчества. Персональные выставки болгарских акварелей художника были показаны в Москве и в Ростове-на-Дону.

На первой зональной выставке «Юг-1964» В. Г. Лень показал ряд индустриальных пейзажей, привезенных им из поездок по шахтерским районам и по южным портовым городам. К началу 1960-х гг. относится и новый цикл пейзажных акварелей «Гурзуфская серия» и некоторые акварельные натюрморты (например, «Донские рыбцы»).

Жанру натюрморта В. Г. Лень уделяет большое внимание и дальше. Как правило, натюрморты эти большого формата, и композиция их строится на нескольких крупных деталях первого плана. В цветовом отношении они разнообразны и по сравнению с акварелями предшествующих лет в них сильнее выражено декоративное начало в понимании цвета и формы. Интересно отметить также смысловую, содержательную сторону натюрмортов конца 1960-х — начала 1970-х годов — стремление автора к гражданственному звучанию натюрморта «Хлеб нового урожая», «Белые походы». Что касается обширной гурзуфской серии акварелей, которые можно объединить названием «Весна в крыму», то на первый взгляд В. Г. Лень как будто возвращается к принципам более ранних акварелей, основанных на тональных отношениях пленэрной живописи. Но это только на первый взгляд. Гурзуфские акварели продолжают то, что выявилось у художника в его «Болгарской серии» и свободу живописных приемов, и цельность колористического строя, и динамичную композицию. Но сам натурный материал — нежные краски ранней гурзуфской весны — по сравнению с более контрастным цветовым строем болгарской природы способствует в «Гурзуфской серии» ее прозрачности, ее свето-воздушной насыщенности в передаче влажной и трепетной атмосферы морских берегов и цветущих садов южного Крыма и почти неуловимых, сближенных тонов первой зелени. К 50-летию Великого октября художник создает большое полотно историко-революционного содержания, к которому он готовился несколько лет — «За власть Советов». Оно посвящено образам героев революционного казачества — Федора Подтелкова и Михаила Кривошлыкова. Последний путь их — смертный путь — показан художником через крупноплановые фигуры героев, идущих из глубины картины на зрителя. Композиция лаконична, детали ее скупы, колористический строй основан на приглушенном звучании красочных тонов, передающих трагедийность замысла.

В последние годы, наряду с работой над новыми полотнами (картина «Революция», эскизы и этюды к которой показаны на выставке) В, Г. Лень уделяет большое внимание графике — городскому пейзажу в технике гуаши, темперы и пастели, по-прежнему работая и в акварели.

Современный город — основная тема его работ в начале 1970-х годов. Он стремится одухотворить присутствием человека строгие фасады современной архитектуры, где в ритме ярко освещенных окон пульсирует жизнь («Кировский парк ночью»). Он видит свой город то в полыхании алых тонов на клумбах бульвара, то в синевато-серой гамме пасмурного дня («Высотный дом на Пушкинской»). Художник достигает целостности пейзажного мотива и в лирическом пейзаже «Весна. Молодые тополя» или в картина «Ростов весенний», язык его становится более обобщенным.

Несколько слов о плакатах В. Г. Леня. «Агитплакат Дона», в котором Виктор Григорьевич бессменно ведет работу главного редактора, отметил в 1975 году свое пятнадцатилетие. В. Г. Лень сумел воспитать в Ростове молодое поколение плакатистов, неоднократных выставок плакатного искусства. Как плакатист, он работает в области политического плаката «Ленин и теперь живее всех живых», «Год пятидесятый…» и в то же время создает остро-сатирические бытовые плакаты («Где ещё телефон?», «Ремонт текущий…»).

Участник многих выставок — областных, зональных, республиканских и всесоюзных — В. Г. Лень неоднократно выступал и с персональными выставками акварели. А в 1973 году состоялась отчетная персональная выставка его произве-дений в ростовском областном музее изобразительных искусств.

Виктор Григорьевич Лень удостоен почетного звания заслуженного художника РСФСР. На протяжении многих лет он ведет большую общественную работу в ростовской организации Союза художников РСФСР, являясь членом правления. Художник-коммунист, он избирался и депутатом районного и городского Советов в Ростове-на-Дону. Много лет В. Г. Лень отдал педагогической работе в Ростовском художественном училище имени М. Б. Грекова.

(автор статьи: Юлия Леонидовна Рудницкая

Искусствовед, директор Ростовского областного музея изобразительных искусств 1950—1963 гг.)

Читать дальше

HELP