Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей
1902, 177×216 см • Темпера, Холст

Описание картины «Водоем»

Картина Борисова-Мусатова «Водоем» создавалась в самое счастливое для него время. Женщина, которую он любил много лет, его будущая жена, художница Елена Александрова ответила ему «да». Замысел картины возник в Зубриловке – любимом художником имении княгини Прозоровой-Голицыной. Он провел там лето вместе с самыми близкими людьми – сестрой Леной и будущей женой.

Перед нами две девушки: на берегу сидит невеста художника, рядом стоит его сестра. Спокойна и неподвижна гладь озера – искусственного водоема, купальни, на тот момент представлявшей собой чудо гидротехники. Водоем сделан в форме идеального овала, Борисов-Мусатов вообще тяготел к этой геометрической форме. Овал повторяется и в складках платья сидящей девушки, а сами складки напоминают волны и контрастируют с гладью воды.

Вертикальные отражения деревьев вступают в ритмическую перекличку с фигурой стоящей девушки. Художник удивительно играет планами изображений: девушки написаны как бы вблизи, а водоем мы видим словно сверху. За счет этого при общем взгляде не картину получается, что водоем словно поставлен вертикально и в буквальном смысле является зеркалом. Но отражаются в нем не девушки, а пейзаж. Его мы, собственно, видим исключительно в отражении. Линией горизонта художник вообще пренебрег, использовав вместо нее это отражение. Таким образом, зритель лишен оснований особо верить в «мир реальный», мир отражений его затмевает. Может даже возникнуть ощущение, что перед нами подводный мир, а не надводный.

Глубокие синие тона платья сидящей героини перекликаются с отражением неба в воде, а светлые белые кружевные накидки – с отраженными облаками. Поэтическому настрою картины соответствует большой размер холста. Особые выражения лиц, вообще свойственные женщинам на картинах Борисова-Мусатова, создают ощущение некой отстраненности от обыденной жизни, возвышенности. Сидящая девушка вопрошающим взором смотрит вдаль, лицо стоящей опущено и словно скрыто в туманной неге. Гармония и абсолютная красота. Прекрасное мгновение не нужно призывать остановиться, оно и так замерло на этом холсте.

Примечательно, что в этой картине нет явных отсылок к старине, которые мы видим в других работах (1, 2) Борисов-Мусатов уже не нуждается в таких внешних атрибутах, как парики, камзолы и кринолины, чтобы открывать дверь в мир «красивой эпохи» и Вечной женственности (цель исканий символистов). Обходя эти внешние атрибуты, он словно без вступлений погружается сам и погружает зрителя сразу в поэтику былого, поэтику грёз. При чем тут, право, кринолин...

Полнота счастья, полнота бытия и поэзия жизни отражены в этом водоеме. А сам водоем словно отражается в героинях полотна. Одна из ведущих идей философии Борисова-Мучатова – обреченность Красоты, если нет тех, кто ее способен отразить. Здесь перед нами три бесконечности, взаимно отражающие друг друга, образующие круговое триединство: глубина водоема, бесконечность неба и красота человека, Вечная женственность.

Никому Борисов-Мусатов не признавался, что за картину задумал – только эти две женщины и знали о ней. Из письма будущей супруге: «Эту картину я напишу или сейчас, или никогда... Ведь после начнется другая жизнь. Всё меня захватит, вероятно, в другой форме. И я хочу, чтобы слава этой картины... была твоим свадебным подарком». Насчет славы он верно предчувствовал: эта картина решительно изменила отношение к нему и критиков, и зрителей, и собратьев-художников.

Когда он показал картину друзьям, еще до официального представления ее на выставке, они долго молчали, ошалевшие, изумленные, завороженные представившимся им зрелищем. Наконец кто-то не выдержал: «Как хорошо… Боже, как хорошо…». Публика же увидела «Водоем» в начале 1903 года на выставке Московского товарищества художников. Всем было очевидно, что эта работа – особое явление в русской живописи. Ее сразу же приобрела семья московских коллекционеров – Владимир и Генриетта Гиршманы. В 1917-м году они эту картину вместе со множеством других передали на временную, как тогда казалось, передержку, в собрание Третьяковской галереи. Когда Гершманы уехали, «Водоем» так и остался в собрании Третьяковки, где находится и поныне.

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Пейзаж, Жанровая сцена
Стиль и техника: Символизм, Темпера

Эта работа в подборках пользователей

  • Неизвестный Автор. Покров Пресвятой Богородицы (Новгород)
  • Антон Павлович Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой
  • Вильгельм Александрович Котарбинский. Лепта вдовы
Государственная Третьяковская галерея
Собирает Ирина Олих
223 работы • 0 комментариев
  • Роман Калюжный. Вечер
  • Вильгельм Александрович Котарбинский. Мечтания
  • Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Водоем
Грезы
18 работ • 0 комментариев
  • Альфонс Муха. Топаз. Серия Драгоценные камни
  • Кес Ван Донген. Женщина в черной шляпе
  • Гюстав Моро. Галатея (фрагмент)
Женщины
Собирает Анна Травина
102 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Роман Калюжный. Вечер
$600
0
Вечер
Роман Калюжный
XXI век, 70×50 см
Вильгельм Александрович Котарбинский. Мечтания
0
Мечтания
Кес Ван Донген. Женщина в черной шляпе
5
Женщина в черной шляпе
Альфонс Муха. Топаз. Серия Драгоценные камни
8
Топаз. Серия Драгоценные камни
Альфонс Муха
1900, 67.2×30 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP