войти
опубликовать

Василий
Купцов

родился в XX век
Василий Васильевич Купцов

Пскович. Родился в семье сапожника 13 марта 1899 года. Решающим событием его жизни стало поступление осенью 1913 г. на мозаичное отделение Псковской Художественно-Промышленной школы им. Н.Ф. Фан-дер-Флита, где он сразу приобрел репутацию одного из самых талантливых учеников.

По окончании школы в 1918 г. "с наградой и похвалой за практические занятия в мастерских", он был оставлен при мозаичной мастерской в качестве мастера-наставника практических работ, но уже в 1921 г.уезжает по направлению ГубОНО в Петроград для продолжения художественного образования.

В 1922—1926 годах учился во ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН у А. Е. Карева - выдающегося Российского Советского живописца, графика и педагога, члена Ленинградского Союза Советских художников, внёсшего существенный вклад в формирование Ленинградской пейзажной школы.

Высший Художественно -Технический Институт (ВХУТЕИН) — название двух учебных заведений в Ленинграде ( в сентябре 1922 г. были преобразованы Петроградские Высшие Государственные Художественно-Технические Мастерские, бывшей Императорской Академии Художеств) и Москве (Высшие Художественно-Технические Мастерские). Образованные в результате слияния ГСХМ( Государственных Свободных Художественных Мастерских) 1 и 2. В зданиях – на Рождественке, 11 (ныне МАрхИ) и Мясницкой, 21 (ныне Российская Академия Живописи, Ваяния и Зодчества).

Несмотря на материальные трудности и другие тяготы времени, годы учебы в институте (Живописец. Свидетельство об окончании ВАХ( Высшей Академии Художеств) выдано на основании акта квалификационной комиссии, рассмотревшей предоставленные эскизы и этюды последней постановки 4 курса на мастерство.) были для него счастливыми. Купцов полон сил, надежд, впечатлений и, несмотря на сложности сообщения между Псковом и Петроградом, успевает участвовать в художественных выставках Пскова, неизменно внося в них дух бунтарства и дискуссионности, и это неудивительно: в Петрограде он попадает в сгущенную атмосферу смелых, подчас революционных художественных исканий. Он становится членом "круга художников", объединения, считавшего своей задачей создание "стиля эпохи".

Кроме того, в конце 1920-х гг. Купцов попадает в поле притяжения другого, еще более мощного "генератора" творческих идей - Павла Филонова(1883-1941), создателя революционного "аналитического метода", перевернувшего прежние представления об искусстве. Любопытно, что являясь страстным приверженцем художественно-философской системы Филонова, Купцов ни в коей мере не стал бездумным подражателем и в ряду его учеников занимал обособленное место.

Дирижабль – символ всеобщей увлеченности покорением воздушного океана в 1930-е годы. На волне успехов германского дирижабля «Граф Цеппелин», который в 1928 году облетел земной шар, руководство СССР считало это направление воздухоплавания важным фактором обороноспособности страны. В 1930 году началась широкая кампания ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) под лозунгом «Даёшь Эскадру Советских Дирижаблей!». «Дирижабль» – одно из трёх сохранившихся «авиационных» полотен Василия Купцова, увлечённого, как и вся страна, темой воздушного флота.

Купцов состоял в переписке с Константином Циолковским (1857-1935), ездил к нему в Калугу.

Есть основания полагать, что его увлечение самолетами зародилось еще в Пскове. То были годы Первой мировой войны. Соученик Купцова по художественно-промышленной школе Алексей Ивановский вспоминал: "В городе было тревожно. Было много военных. Прибыл 7-й авиаполк... На Завеличье был отведен аэродром - поле, на котором раньше пасли скот. Над этим аэродромом "Фарманы" и "Ньюпоры" каждый день удивляли зрителей. Зевак. Своими "мертвыми петлями", "бочками, "иммельманами"... И вот однажды прилетел "Илья Муромец" - чудо тогдашней техники, а на нем сразу 16 человек команды. Мы пошли смотреть "Илью". Он стоял среди поля. Его можно было осматривать, трогать. Он никем не охранялся. Зрелище было удивительное. Удивительно нам было и то, как этот огромный комод, сделанный из фанеры, не развалился в воздухе, а если не в воздухе, то при посадке на кочковатый аэродром".

Уже в первой известной нам значительной работе Купцова, "Первое мая" (1929 г.), ныне хранящейся в Третьяковской галерее в Москве, празднично украшенный город показан с высоты летящего самолета.

К 1932 году художник уже достиг творческой зрелости, с законной гордостью именует себя "мастером-исследователем" и полностью поглощен работой над картинами на тему авиации.

В октябре 1932 года в группе писателей и журналистов, возглавляемой писателем Михаилом Кольцовым (1898-1940), в день 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького (1868-1936) родилась идея построить агитационный самолёт, назвав его в честь писателя. Был создан Всесоюзный комитет по строительству. По всей стране начался сбор денег на постройку, давший в короткий срок около 6 млн рублей. Андрей Туполев (1888-1972), который был тогда одним из главных людей в ЦАГИ, разработал новый тяжёлый бомбардировщик ТБ-4, пассажирским вариантом которого стал АНТ-20 («Андрей Николаевич Туполев»).

В апреле 1933 года был рассмотрен эскизный проект, где предусматривалась возможность использования самолёта в качестве агитационного, пассажирского, транспортного бомбовоза. Также он мог служить передвижным штабом для высших военных и политических структур власти.

17 июня 1934 г. лётчик-испытатель Михаил Громов (1899-1985) выполнил на АНТ-20 первый полёт продолжительностью 35 минут. Второй полёт состоялся через два дня над Красной площадью во время встречи "челюскинцев". На самолёте во время визита в СССР совершил полёт Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944).

Самолет имел восемь двигателей по 900 лошадиных сил каждый. Впервые в практике советского авиастроения на нём был поставлен автопилот. Для отдыха экипажа и пассажиров в крыльях были сделаны двухэтажные кровати. На борту «Максима Горького» находились киноустановка, фотолаборатория, типография и громкоговорящая установка, чтобы вещать с неба на землю. Когда 19 июня 1934 года во время торжественной встречи "челюскинцев" огромный самолет в сопровождении двух истребителей пролетел над Красной площадью, летчик Михаил Громов с неба провозгласил здравицу в честь героев и товарища Сталина, что произвело огромное впечатление.

Василий Купцов изобразил самолёт парящим над Ленинградом. Сверкающий белым металлом гигант, могучими раскинутыми крыльями «обнявший» лежащий внизу прекрасный город. Отчётливо,в деталях, видны Нева, стрелка Васильевского острова, Зимний дворец, Петропавловская крепость и колонны первомайской демонстрации. Горделивый полёт красавца-самолёта олицетворяет уверенность и мощь восставшей из разрухи и «расправившей крылья» страны.

В реальности, АНТ-20 над Ленинградом никогда не летал. Его жизнь в небе оказалась короткой. 18 мая 1935 года на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полёт. Самолет-гигант сопровождали два истребителя. В одном из них сидел кинооператор, который должен был запечатлеть исторический полёт. Другому самолету следовало лететь рядом с АНТ-20. Маленький истребитель на фоне «Максима Горького» должен был продемонстрировать кинозрителям реальные масштабы нового воздушного судна. Летчик И-5 решил совершить мёртвую петлю вокруг крыла АНТ-20. Эффектный трюк не получился. В верхней точке мёртвой петли самолёт завис, потерял скорость и рухнул на медленно пролетавшего под ним «Максима Горького». От этого удара гигантский самолёт начал разваливаться в воздухе и рухнул на землю. Все, кто был на борту (в их числе 6 детей) погибли.

Сохранились ещё четыре живописных полотна Купцова : "Самолеты. Аэросев", 1931 г. и "Ткачиха", картина не датирована (Псковский музей-заповедник), "АНТ-20 Максим Горький", 1934 г. (Государственный Русский музей) и "Дирижабль. Воздушный флот на службе соцстроительства", 1933 г. (Музей вооруженных сил России, Москва).

Творческий путь талантливого, фанатично преданного искусству художника прервался внезапно. Этот трагический конец был в прямой связи с преследованием Петра Филонова. B 30-e гoды oфициaльнaя критика назвала обвиняемого в формализме Филoнoвa «пoмeшaнным вpaгoм paбoчeгo класса». Художник и его ученики стали объектами ожесточённой травли. 10-м октября 1935 г. помечена в дневнике Филонова следующая запись: "У Купцова был обыск. Пришли ночью - все перерыли - взяли переписанную им мою "Идеологию ИЗО", книжечки Бакунина и Кропоткина".

Не выдержав напряжения в ожидании неминуемого ареста, Купцов вскоре повесился.

Мысль о безвременном уходе талантливого ученика долгое время не покидала Филонова: «С того момента, когда (25 октября) я увидел Купцова мёртвым, не было ни одного дня, чтобы я [не] вспоминал Купцова. Иногда я думал, с горем, о нём и несколько раз в день. Часто думая о нём, я вспоминаю, как, по «Степану Разину» Чапыгина, Стенька терял одного за другим своих товарищей. Или как тяжело было партии и Сталину потерять Кирова. Таким был Купцов. Его не вырвешь из сердца, из памяти, знаю, никогда».

В воспоминаниях сестры Филонова, Т. Н. Глебовой читаем: "24 октября 1935 г. Филонову позвонили по телефону и сообщили, что Купцов покончил с собой, брат был потрясен и поехал на следующий день... попрощаться... "Как было сообщено в некрологе 28 октября, помещенном в вечернем выпуске "Красной газеты", "последнее время Купцов работал над большой картиной "Штурм богов (дирижабль Циолковского в небе)". Для выставки "Индустрия Социализма" он сделал творческую заявку на картину "Большевики штурмуют небо" и уже начал делать эскизы".

Около 150 работ художника после его смерти перевезли на родину, в Псков. В годы Великой Отечественной войны город был оккупирован немецко-фашистскими войсками, и музей, где хранились картины, был варварски разграблен. Исчезли все работы Купцова за исключением нескольких, выше перечисленных.
Перейти к биографии