войти
опубликовать

Владимир
Васильевич Пластинин

Россия • родился в 1933

Пластинин Владимир Васильевич (1933-2012) старожил г. Владимира.
Образование высшее - окончил Новосибирский инженерно-строительный институт им. В.В.Куйбышева. Трудовая деятельность проходила в основном на поприще инженера-строителя, затем архитектора и художника-дизайнера. По проектам его как инженера и архитектора построено множество зданий жилого, промышленного и общественного назначения в г. Владимире, Владимирской области и других городах. Самые значительные из его работ: проект восстановления сводчатого покрытия Крестовой палаты архиерейского дома (18 век) в г. Суздале, здание Технического училища N9 на ул. Мира, 114-квартирный жилой дом с магазином «Турист», включая интерьеры магазина; Дом культуры завода «Точмаш», комплекс КБО с общежитием и кафе «Почайка»; 212-квартирный жилой дом с магазином на ул. Добросельской, база отдыха "Камбары" в с. Пенкино, здание церкви адвентистов 7-го дня, мемориал воинам Великой Отечественной войны 1941-45 в г. Судогда, 2-этажные коттеджи в г. Камешково, 9-этажный жилой дом с КБО в г. Александрове и др. За комплекс 9-этажных домов в г. Владимире (1970-80 гг.) Пластинин В.В. был награжден грамотой Совета Министров СССР и дипломом ВДНХ.
Художественные способности у Володи проявились с детства: в 8 лет он самостоятельно пришел в кружок изобразительного искусства во Дворце пионеров под руководством старейшего педагога М.М.Сахарова.
К 14 годам Володя уже очень неплохо рисовал и после окончания семилетки успешно сдал экзамены в училище им. 1905 года в г. Москве, где в то время преподавали такие маститые художники, как Н.П.Крымов и В.Н.Бакшеев. Последний хвалил экзаменационную работу Володи как одну из лучших. Но продолжить учебу ему не удалось - в училище не было общежития, и материальные соображения сыграли свою роль. Володя вернулся домой, поступил в строительный техникум и успешно окончил его.
Рисовать он, конечно же, не бросал: учился в изостудии при Доме народного творчества, которой руководил, русский ученый-реставратор, художник и искусствовед профессор Н.П.Сычев.
После окончания Новосибирского инженерно-строительного института им. В.В.Куйбышева Владимир вернулся в родной город и стал постоянным участником изостудии в Доме культуры владимирсктого тракторного завода руководимой В.Я. Юкиным (впоследствии одним из основателей известной владимирской школы живописи), действовавшей в 1960-62 г.г.
Существование студии совпало с недолгим периодом так называемой "хрущевской оттепели". "Ветры оттепели" дали надежду на утверждение новых форм в искусстве, вдохновляли художников смело действовать в экспериментировании с формами, цветом и содержанием. И студия Юкина стала своеобразным островком, внутри которого царила атмосфера свободы поиска нового в творчестве. Руководитель приветствовал и поддерживал такой настрой студийцев. Свобода творческого поиска в студии оказала определенное влияние на выбор Владимиром Пластининым пути художника нон-конформистского толка, как бы раскрепостив дремавшее до поры чувство духовной свободы и независимости.
Результатом деятельности студии стала отчетная выставка работ студийцев, открывшаяся 26 октября 1962 г. в ДК ВТЗ. Выставка оставляла впечатление свежей и неформальной и по времени практически совпала со скандально известной Московской выставкой в Манеже в 1962 г., посвященной 30-летию МОСХ, на которой Н.С. Хрущев категорично высказался об идущем на смену «социалистическому реализму» новом российском искусстве.
Полная ярких экспериментов выставка студийцев в ДК ВТЗ экспонировалась всего несколько дней, затем была снята. Одновременно в Доме культуры проходило областное партийное совещание, участники которого во главе с секретарем обкома посетили выставку. Произошел скандал. Выставка сразу же была запрещена, зал опечатан. Из Министерства культуры РСФСР приехал эксперт для оценки профессионального и идейного уровня картин. Почти все произведения, представленные на выставке, были признаны формалистическими. Студию закрыли.
По следам событий в местной газете "Комсомольская искра" появилась заметка, в которой было отмечено, что на выставке есть ряд вещей откровенно манерных и формалистических. Особенно ругали В.Пластинина и В.Телегина за стремление к оригинальности, называя их произведения неполноценными, «кубизированными» и «урбанизированными». Так начался нелегкий путь непризнания В.Пластинина-художника. Но Владимир не сдавался.
Он стал так называемым "неформатным" автором, находящимся вне официальной системы соцреализма и вынужденным действовать как самостоятельная творческая единица, вызывая неприятие и раздражение властителей и обывателей. Стремление к экспрессионизму, абстракции, новым формам смело ставит его в ряды "второго русского авангарда" в провинции.
По своей натуре Пластинин был личностью оригинальной, вечно стремящейся к познанию мира, своеобразным находкам в творчестве, поэтому в своих новаторских поисках практически пошёл по пути не только нон-конформизма, но и символизма, отдавая дань не одним новым формам, но и в существенной мере новому содержанию, а в частности религиозной тематике. Он стал "другим", фактически андеграундным художником - одним из немногочисленных в г. Владимире.
Постепенно он вырос в самобытного художника–символиста, аналитика с философски-патетическим осмыслением миропонимания, стал практически единственным художником такого плана в советское время во Владимире.
Художники символистского склада всегда сложны для понимания не только широким кругом обывателей, но и творческой интеллигенцией, и даже коллегами-художниками.
Такое случилось и с В.В.Пластининым. Сторона его творчества, связанная с религиозной и мистической тематикой оказалась не понята никем. Во времена торжества атеизма и марксистской философии мистическо-религиозные темы, темы души поднимать было даже опасно. Таких людей не просто не принимали, порой и гнали. Время еще не готово было принять их.
Как художник Владимир не хотел идти «в одной колее» - работал в разнообразной творческой манере - от тонкого реализма до экспериментальных авангардистских поисков, как живописец и график; стремился найти технические средства, наиболее ярко выражающие тему произведения, не останавливаясь на чем-то одном, поэтому в его работах есть и импрессионистский подход, и экспрессионистское выражение.
Но его творческие поиски не понимали и не принимали. Немало горестей пришлось пережить. Так ему не позволили вступить в Союз художников, руководствуясь и неприятием его творчества, и личной неприязнью. А ведь членство в Союзе давало многие преференции для художников в советские времена, в том числе и открывало путь к успеху. С большим трудом ему приходилось пробиваться на выставки через часто несправедливые и надуманные отклонения выставкомов.
Диапазон тематики работ Владимира Пластинина очень широк. С присущим его тонкой натуре трепетным и беззаветным отношением к этому великому чуду — жизни, он не мог пройти мимо бесконечного множества ее тайн, форм, закономерностей, постоянно притягиваясь, проникая, ища, отображая, особенно в последние годы.
«До самой сути вещей стремится дойти Владимир Пластинин. Его волнуют макро- и микромиры, он стремится заглянуть за... и внутрь. Он пытается понять космические антиномии бытия, в самых основах будучи приверженцем своего любимого философа Гераклита. От экспериментальных исканий он переходит к сердечно освоенному живому космосу... Вот почему «Троица» Андрея Рублева и антимиры Владимира Пластинина протягивают друг другу руку», – писал о нем его друг, поэт Вячеслав Улитин. – «Рисунок у него по энгровски точен, легок, виртуозен. Живопись цвето-музыкальна с проникновением в энергетику формы и психологию чувства. Такие художники, как Владимир Пластинин стараются возвратить этому страшному миру райский вертоград. По этой причине его, особенно последняя, живопись и графика стремится к светлым энергиям. Но
это большой внутренний труд. Прежде всего нужно преобразиться самому художнику. И он старается «истончить» свою душу и сердце в духовном делании... В.В.Пластинин стремился относиться к живописи, как к медитативно-терапевтической возможности исцеления физических и духовных немощей».
Особенно хочется отметить его акварели. Он был настоящим мастером в этом виде графики. Акварель – сложная техника, дается не каждому. Здесь требуется не только особое дарование и виртуозность художника, но надо быть еще и душевно подходящим человеком. А его акварель - легкая, нежная, прозрачная, воздушная, какой она и должна быть.
О диапазоне Владимира Васильевича как художника свидетельствует и то, что он был замечательным карикатуристом, что, кстати, является довольно редким даром – сочетание прекрасной графики и юмористического склада ума. Ни одна стенгазета не обходилась без его иллюстраций и карикатур.
Немалую роль в творческом самовыражении сыграло увлечение поэзией. Нередко свои картины художник сопровождал собственными стихотворениями.
С 1975 г. член «Владимирского городского клуба художников «Колорит».
Персональные выставки в г. Владимиие: 1996, 2013.
В.В.Пластинин внесен в энциклопедию известных людей Владимирщины, изданную фондом Культуры. Многократный участник и дипломант городских, областных и республиканских художественных выставок. Даже после ухода из жизни его работы участвовали в международных выставках: в Китае, Венгрии, Австрии, Дании, Франции, Италии, Израиле, Греции, Индии, Чехии, на Кипре, отмечены дипломами и занимали призовые места.
Работы художника находятся в частных коллекциях России, Великобритании, Германии, США, Франции, в фондах музеев г. Владимира.

Перейти к биографии