войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Никлаус Мануэль
Дойтш

Швейцария • 1484−1530

Никлаус Мануэль по прозвищу Дёч (Дойч) (нем. Niklaus Manuel Deutsch) (предположительно 1484, Берн — 28 апреля 1530, Берн) — швейцарский драматург, живописец, график, реформатор и государственный деятель.

В его стиле живописца и резчика по дереву чувствуется влияние Ренессанса и Альбрехта Дюрера. Наряду с Гольбейном он считается самым значимым представителем Ренессанса в Швейцарии. Он создавал эскизы для ювелиров, алтари, портреты и другие полотна. Его насыщенные цветами полотна изображают в основном мифологические и библейские сцены.

После женитьбы на Катарине Фришинг (1509) он взял в качестве родового имени фамилию ее отца, Эммануила Аллеманна, аптекаря из Кьери, Пьемонт, и сохранил немецкий перевод своего имени только в монограмме: кинжал под инициалами N.M.D.

С 1512 он является депутатом Большого совета и на протяжении нескольких лет участвует в итальянских походах как ландскнехт. По возвращении в Берн он начинает активную творческую деятельность, а в 1522 присоединяется к армии Альбрехта фон Штайна. После ранения руки при осаде Новары и участия в проигранной битве при Ла Бикок он окончательно возвращается в Швейцарию. В 1523, став наместкиком в Эрлахе, он бросается в политические, дипломатические и конфессиональные распри и постепенно оставляет свои занятия живописью. В 1528 он входит в Малый совет. Из-за отсутствия документов, предшествующих его брачному контракту, нам ничего не известно о его художественном образовании, но, вероятно, его обучение носило самый общий характер. Около 1508 он создает первые известные нам произведения: несколько рисунков и живопись на стекле на военные сюжеты в манере Урса Графа (Базель, Художественный музей). Финансовые трудности начального периода принуждают художника браться за любые заказы. Он расписывает свод хора в Бернском соборе, создает знаменитую "Пляску мертвых" в доминиканском монастыре, известную лишь по плохим копиям Альбрехта Каува (1649, Берн, Исторический музей).

Произведения, созданные в 1515-1516, открывают самый плодотворный этап его короткой художественной карьеры. Изобретательный и чуткий поэт, он страдал от недостаточности своего образования и никогда не был по-настоящему независимым. Тем не менее постепенно он отходит от использования разных приемов и начинает работать в единой стилистике. Свои первые работы он исполнил в манере, близкой экспрессивной готике Ханса Фриса ("Св. Лука, рисующий Мадонну", на обороте - "Рождество Марии", Берн, Художественный музей). Композиция, цвет, передача пространства напоминают манеру Фриса, но вместо традиционного резного декора Мануэль вводит итальянские мотивы (амуры, крылатые головы, гирлянды), становясь в некотором роде новатором. Как и у Ханса Лея, с годами пейзаж приобретает все возрастающее значение в творчестве Мануэля: сочетание реализма и фантазии в картине "Пирам и Тисба" (Базель, Художественный музей) опоэтизировано свежестью темперы. Его пейзажи передают скорее атмосферу, чем топографию местности. Пространство, детали и даже персонажи в неловких позах нюансированы светотенью, одновременно нежной и дикой. Впрочем, неловкость художника в изображении перспективы придает его произведениям характер гобеленов, особенно поразительный в картине "Суд Париса" (Базель, Художественный музей), где на декоративном плоском фоне, созданном темной листвой, выделяются светлые и цветные фигуры первого плана. Бесспорным шедевром художника является картина "Казнь Иоанна Крестителя" (ок. 1520, Базель, музей). Стихийная ночная атмосфера, пронизанная кровавыми вспышками, соответствует драматичному напряжению сцены. Мануэль достигает здесь духовности Дюрера или Грюневальда. Важное место в творчестве Мануэля занимают рисунки, вдохновленные Дюрером и Бальдунгом Грином, особенно рисунки на религиозные и ренессансные темы, фигуры простых людей и солдат, пейзажи, наброски с натуры, исполненные с большой свободой и юмором, иногда напоминающие непринужденную каллиграфию Урса Графа. Из его ксилографий сохранилась только серия иллюстраций к притче "Девы разумные и неразумные" (ок. 1518, Базель, музей). Около 1522 Мануэль практически оставляет живопись и полностью отдается поэзии, получив известность как пылкий защитник и страстный пропагандист Реформации ("Папа и его духовенство", карнавальная мораль, сыгранная в 1522; сатира "Рихард Малис - торговец индульгенциями"). Скорее всего, именно протестантское иконоборчество повлияло на его решение оставить живопись и стало причиной его тоски, что видно в "Жалобе бедных идолов, выдворенных из церквей и часовен и сожженных" - произведении, выражающем одно из многочисленных противоречий той эпохи насилия и поэзии, раздираемой между нравственным и эстетическим наследием готики и Ренессансом, болезненного перехода от одного времени к другому, героически воплощенного Хансом Лёем, Урсом Графом и Никлаусом Мануэлем Дойчем.

Перейти к биографии