войти
опубликовать

Евгений
Сергеевич Шевченко

Россия • родился в 1947

В другом источнике дата рождения: 1941-10-14

Член Союза художников СССР.

"Только поверхностному взгляду кажется, что небо, леса, земля, реки живут своей вечной и незыблемой красотой, и ничто их не потревожит. Увидеть, почувствовать печали природы, услышать ее вздохи от тяжких проявлений человеческих прихотей и желаний, солнечные разливы и зной лета, новое содержание неба и земли дано настоящему художнику. Такой мягкий подход к сути природы я чувствую в пейзаже Евгения Шевченко. С тех пор как он приобрел дом на севере нашей области, в Тарногском районе, он нашел свою ладную тропу в искусстве. Этюды, картины, совсем небольшие по размеру, притягивают своим покоем, раздумьем и цельностью. Север дышит теплом души самого художника, чувствуется, что он полюбил тайны природы, что удается далеко не всем и не всегда".

(Художник Генрих Асафов о художнике Евгении Шевченко)

Увидеть и понять секреты природы дано не каждому. Она одаривает таким талантом только избранных людей. Среди них - известный вологодский художник Евгений Сергеевич Шевченко, художник-график, прошедший испытания формализмом и абстракционизмом и решивший около 10-ти лет назад заняться живописью. По мнению Евгения Шевченко, осознающего то, что любой жанр сложен, художник должен не копировать видимые картинки окружающего мира, а создавать что-то свое, опираясь на действительное. Главная задача художника - исполнять привычные вещи понятным языком и не потерять их образ. "Аромат цветов тоже нужно изобразить", - говорит живописец. Яркое доказательство тому - его "душевные" картины, которые Евгений Шевченко показал мне в своей мастерской в первую очередь, - "Натюрморт с купальницами" и незаконченный "Натюрморт с пионами". Полевые цветы - любимый сюжет Шевченко. На его картинах, таких близких к природе, даже невзрачные сорные растения излучают необъяснимую красоту, радуясь жизни, которую на долгие годы продлила кисть художника. Любовь к природе заложена в художнике с детства. Детство Евгения Шевченко прошло в сказочных местах. Неудивительно, что мальчик, родившийся и живший какое-то время там, где творили Репин, Суриков, Врубель, Васнецов, стал замечательным художником. Маленький Женя ловил карасей на пруду, на берегу которого некогда сидела знаменитая васнецовская Аленушка, и соседствовал с внучкой легендарного Саввы Мамонтова, возвратившейся из Парижа перешагнувшей 90-летний рубеж своей жизни. Евгений Сергеевич Шевченко родился в 1 947 году в подмосковном Абрамцеве, но считает себя истинным вологжанином. На молодого художника, окончившего Ярославское художественное училище, большое влияние оказали вологодские художники, в первую очередь Владимир Корбаков. В мастерской Евгения Шевченко множество пейзажей, больших и совсем маленьких, ярких и скромных. Талант этого художника заключается еще и в умении видеть неприметные уголки Вологодчины, расцветающие на его картинах.

У Евгения Шевченко две мастерские. Одна находится в областном центре, вторая - в Тарногском районе, который, по словам художника, еще не тронут цивилизацией. Окна мастерской, пристроенной к старинному дому, выходят на лужайку, на которую садятся перелетные птицы. Художник рассказывает, что птицы не боятся людей, но подкрасться к ним с мольбертом ему никак не удается, хотя уже давно появилась идея написать картину "Прилет".

Сразу за лужайкой начинается лес, далее - рукой подать до реки Кокшеньги. Это мир художника: замечательная северная природа, Верхний Спас, состоящий из нескольких деревень, отметивших только что 610-летие, старинная утварь в доме, особый "тарногский" выговор... По-моему, этот мир становится милым и начинает казаться знакомым даже тем, кто видит картины Евгения Шевченко в первый раз. Вот дом художника и его интерьер, совсем не изменившийся за сто лет, - картина "Праздничный вечер". На столе рассыпаны крупные ягоды клюквы, принесенные художником с болота, сумеречный свет наводит на мысли о том, как жили в этом доме в начале прошлого века. Даже в вологодской мастерской живописца есть кусочек дорогой сердцу художника глубинки - уголок, создающий атмосферу старинной тарногской избы. Есть в нем и скамья со столом, и икона, и тканые полотенца, и серебристый колокольчик. Шевченко умеет создать прекрасную рабочую атмосферу и в шуме города, и в пугающей иногда тишине северной деревни. К единственной проблеме настоящего живописца он относит... отсутствие холста и кисти. На самом деле в деревенской избе работать очень сложно. Во-первых, через небольшие по размеру окошечки проникает недостаточно света, во-вторых, не хватает места, чтобы рассматривать картины с расстояния, но это не только не останавливает, а, наоборот, воодушевляет. Дальше картины попадают в просторную мастерскую, расположенную в городе. Евгений Шевченко размещает свои произведения на стенах и через некоторое время переделывает их. В квартире художник своих картин не держит: их хочется исправить, изменить. Никакого отдыха!

Самый приятный для Евгения Шевченко отдых связан с природой. Он увлекается рыбалкой и очень любит собирать грибы. Собирая грибы в тарногском лесу, он выбирает тему для новой картины. Именно про такое искусство говорят, что его не нужно объяснять. От деревенских картин Евгения Шевченко веет теплом, они близки простому народу и радуют своей естественностью. Представляешь себя в далеких тарногских краях, и появляется мечта побывать там, увидеть своими глазами то, что так ценит художник. Что же тогда говорить о городских пейзажах Шевченко, знакомых каждому вологжанину и одновременно кажущихся на его картинах новыми. Мне запомнилась холодная синева реки и белеющий в сумерках вологодский Кремль. Простое, но необычное исполнение привычного для горожан вида привлекает внимание. Листаю в мастерской Евгения Шевченко каталоги и нахожу Вологодчину другую, черно-белую. Работы 1970-80-х - графика. "На реке Вологде", "Лесосплав", "Старый дом. Дом на улице Энгельса", которого давно не существует. В этих каталогах, выпущенных в столицах, Евгений Шевченко - единственный представитель художественного мира Вологды. Евгений Сергеевич Шевченко, вспоминая многочисленные выставки, в которых он тогда участвовал, объясняет, что раньше жизнь художника была более насыщенной. Сейчас финансовые возможности несколько ограничивают участие в подобных мероприятиях, но художнику Шевченко есть чем гордиться. Зимой 2003 года прошли три персональные выставки, к концу этого года планируются следующие, сейчас он готовится к зональной выставке, которая проходила последний раз еще в 1974 году и будет открыта в Вологде, и пишет картины для выставки, посвященной юбилею Тарноги.

Посещая выставки художников, таких как Евгений Шевченко, мы открываем для себя те "кусочки" мира, которые порой в суете и не замечаем. Увидев их один раз на картинах, мы начинаем замечать в природе мелочи, поднимающие настроение и делающие нас добрее. Обыкновенная прогулка по городской аллее превращается в путешествие к истокам тайн природы, становится радостным моментом общения с чистотой и невинностью, а ледяной след на душе человека - печать современности - потихоньку тает. Пообщавшийся с природой человек начинает творить, спасая тем самым себя от черствости.

Клюсова Е. Обаяние северной природы // Пятницкий бульвар. - 2003. - №8. - С.12-13

Перейти к биографии