войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Николай
Иванович Розов

Россия • 1918−1994

Биография и информация

Уроженец Москвы. Член Союза художников СССР.

(30.10.1918, д. Ваулино Можайского р-на —3.03.1994, Москва), художник, скульптор-анималист. Член МОСХ. Участник художественных выставок.

Родился в дворянской семье. После революции семья подвергалась репрессиям. Во время Великой Отечественной войны служил в авиации.

В 1950 году окончил Московский институт прикладного и декоративного искусства. Еще, будучи студентом, в конце 1940-х годов, Н.И.Розов начинает работать в керамической скульптуре малых форм. Правда, в качестве диплома он представил проект фонтана «Чайки», который в 1953 году был сооружен в Крыму, позднее он спроектировал еще два декоративных фонтана. Однако в дальнейшем он полностью отдается созданию произведений мелкой пластики - сначала на Дулевском фарфоровом, Гжельском керамическом и Рижском заводах, а с 1957 по 1970 гг. работал скульптором в художественной лаборатории на Дмитровском фарфоровом заводе. Создавал образцы анималистических скульптур для массового производства.

После участия в конкурсе на скульптуру «Наши лесные звери» (1948), где Розов показал терракотовых волков, оленей, лис, медведей, зайцев, составляющих целые «семьи», он пристрастился к многофигурной скульптуре, не связанной подставкой, но объединенной сюжетно. Так возникают персонажи сказок: про «Курочку-рябу», про «Репку». В керамической скульптуре Розова умело, воспроизведена натура, но нет художественной выдумки, его статуэтки не отвечали своему прямому назначению, ибо лишены необходимой условности, обобщения. В дальнейшем, когда в нашем искусстве происходит переоценка понятия декоративности, скульптор начинает работать иначе. Но в начале 1950-х годов этот этап был еще впереди и не только для Розова, но и для всех почти мастеров-анималистов, работающих в декоративной пластике.

Практически все произведения Розова могут рассматриваться как детские игрушки. Специально для детей в 1949 - 1952 годах на Ленинградском заводе РТИ и на фабриках детских игрушек художник создавал модели анималистических игрушек из резины. Многие дети в СССР в 1950 - 80-х гг. играли игрушками, созданными руками скульптора-анималиста Розова.

В 1960-х Розов познакомился с П. Д. Барановским, который высоко оценил его любовь к древнерусской деревянной архитектуре. Вместе они работали во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Во время работы в Президиуме Центрального совета ВООПИК для фиксации памятников, подготовки документации для внесения произведений архитектуры в список охраняемых государством ему пригодилось умение фотографировать. Впоследствии чутье художника подсказывало композицию и ракурс восприятия архитектуры, т. ч. до сих пор многие фотографии Розова остаются наиболее верными в художественном воспроизведении памятников архитектуры.

После ухода на пенсию Розов продолжал работать как фотолетописец. Он делал фильмы о Русском Севере, для чего пешком путешествовал с фотоаппаратом, фиксируя все ценное, что еще сохранилось.

В 1970-х начал полулегально собирать энтузиастов и реставрировать часовни в Архангельской обл. Затем это движение получило поддержку студентов и одобрение общественности. Розов был в числе тех, кто выступил против авантюрного проекта поворота северных рек. Он участвовал в патриотическом движении «Память» за возрождение национальной культуры, экологии и против алкоголизации населения России. С 1987 Розов с группой единомышленников входил в первую двадцатку за восстановление Храма Христа Спасителя. Он сделал слайд-фильм о Храме и показывал его в клубах, на предприятиях, одновременно собирая подписи за его воссоздание.

  • Учеба