Регистрация
Алексей Иванович Пеньков
Россия родился в 1905
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Творчество заслуженного художника РСФСР Алексея Ивановича Пенькова многогранно, но главное место в нем занимает живопись. Это — пейзаж, историческая картина и жанровая, портрет, натюрморт. Среди жанров преобладает пейзаж, ведь по складу своего дарования А. И. Пеньков — художник-лирик и по натуре человек, склонный к размышлениям, любивший и умевший наблюдать за самыми тончайшими изменениями природы. Равноправное положение в его творчестве занимают и другие жанры, особенно портрет, исторический жанр. Он постоянно обращался и к графике, причем различным ее техникам и жанрам. В течение многих лет он занимался скульптурой. А. И. Пеньков — автор нескольких монументальных памятников в разных городах России и за рубежом, где одновременно ему пришлось быть и скульптором и архитектором. В последние годы он увлеченно занимался монументально-декоративным искусством.

Алексей Иванович Пеньков своим творчеством и рождением связан с Тульской землей. Он родился в деревне Теренино (ныне Щекинский район Тульской области) в крестьянской семье. Своими первыми познаниями в искусстве он был обязан матери Федоре Яковлевне, получившей художественное образование в Петербурге, в школе Штиглица (ныне Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной в Санкт-Петербурге).

В 1919 году А. И. Пеньков поступил в ремесленное художественное училище г. Тулы и одновременно занимался в свободных художественных мастерских (ВХУТЕМАС) под руководством П. Д. Покаржевского и Г. М. Шегаля. После реорганизации свободных художественных мастерских в художественный техникум А. И. Пеньков стал студентом этого техникума и закончил его в 1924 году.

С 1924 года по 1930 год начинающий художник преподавал рисование в школах города и постоянно занимался живописью. К сожалению, работ тех лет сохранилось не так много, часть из них погибла в годы войны, но и те, которые остались, и живопись, и графика, позволяют сказать, что уже в эти годы молодой художник нашел свою тему в искусстве, свои мотивы, которым остался верен до конца жизни. И по праву А. И. Пенькова называют певцом Тульского края. В 30-е годы началась складываться живописная манера художника. Постепенно становилась богаче и тоньше его палитра, живописнее ложились мазки на холст, увереннее становился рисунок. Одной из лучших работ 30-х годов можно назвать живописный портрет сына художника «Славик» (1936), который хранится сейчас в Тульском музее изобразительных искусств.

Несмотря на определенные успехи в живописи, А. И. Пеньков ощущал настоятельную потребность продолжить свое профессиональное образование и уже в 30-е годы совершенствовал мастерство в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры на живописном факультете под руководством художников Р. Р. Френца и А. А. Осмеркина. В 1934 году А. И. Пеньков возвратился в Тулу и начал активно работать творчески. Особенно близкой ему стала тема пейзажа родного Тульского края и жанр портрета.

Творческая жизнь А. И. Пенькова всегда была тесно связана с общественной. В 1935 году в Туле при его активном участии было создано объединение «Всекохудожник», и он вошел в состав его правления. После образования в Туле в 1938 году межобластного творческого Союза, объединившего художников Калуги и Тулы, А. И. Пенькова избрали председателем Правления Тульского межобластного Союза художников. Он был полон творческих планов, но осуществить их в то время не удалось, так как началась Великая Отечественная война.

Летом 1941 года А. И. Пеньков ушел на фронт. Он воевал под Сталинградом, на Курской дуге, под Киевом, на Калининском и I-ом Прибалтийском фронтах, пройдя путь от солдата до помощника начальника штаба инженерных войск в 6-й Гвардейской армии, получив за боевые заслуги правительственные награды. Став солдатом, художник в суровой обстановке находил возможность для творчества. Он всю войну не расставался с альбомом и карандашом, делая зарисовки только что окончившегося боя, портреты солдат и командиров, своих товарищей по оружию. Горечь утраты боевых друзей, свежие братские могилы рождали у художника мысль о создании монументальных скульптурных памятников героям. По проекту художника и при его участии сооружались монументальные памятники Победы, памятники погибшим героям в Невеле, Полоцке, Вайноде, Шауляе. В 60-е годы Алексей Иванович увековечил память советских воинов, погибших за освобождение Тульской области от гитлеровских захватчиков, в деревне Алешня Ленинского района и около музея-усадьбы В. Д. Поленова в Заокском районе.

В 1947 году после демобилизации из рядов Советской армии А. И. Пеньков возвратился в родной город Тулу и вновь был избран председателем правления Союза художников, которым бессменно руководил до 1958 года, затем в течение многих лет являлся главным художником художественного фонда. А. И. Пеньков, прошедший тяжелую и славную школу, приобретя большой жизненный опыт, активно включился в творческую жизнь. Его работы экспонировались на областных, зональных, республиканских выставках. Среди них пейзажи, портреты, тематические картины, натюрморты. Среди произведений послевоенных и последующих лет необходимо отметить следующие работы: «Портрет знатного шахтера Н.С. Давыдова» (1947), «Колхозный бригадир Потапов» (1952), «Доярка Ушакова из совхоза „Пахомово“» (1954), «Тракторист П. И. Шуров» (1961), «Портрет А. А. Слепцова, героя Социалистического труда, лучшего пахаря страны» (1972), в которых проявляется дарование художника-психолога, умеющего почувствовать и передать с большим душевным тактом сложность человеческих судеб и характеров. Наряду с портретами людей труда, своих современников А. И. Пеньков писал портреты лиц, вошедших в историю не только Тульского края, но и России своими изобретениями, открытиями. Среди них «Портрет конструктора 3-х линейной винтовки С.И. Мосина» (1950), «Портрет конструктора Ф.В. Токарева» (1955), «Портрет конструктора оружия В.А. Дегтярева» (1971), «Портрет А. Т. Болотова, первого русского ученого, агронома» (1953).

Большое развитие в творчестве А. И. Пенькова, начиная с середины 50-х годов, получил жанр пейзажа. Примечательно, что пейзажи его отличаются крайней простотой и непритязательностью мотива, но написаны они с таким поэтическим чувством, профессиональным мастерством, что невольно начинаешь, как бы, по-новому относиться к окружающей нас природе, видеть в ней тонкие оттенки настроения. Алексея Ивановича Пенькова привлекали, прежде всего, в природе ее жизнь, дыхание. Он тонко чувствовал и передавал ее состояние: «Март», «Золотая осень», «Полдень», «Зимний вечер», «Весна в березовой роще» и многие другие. Целую серию пейзажей сделал А. И. Пеньков в Ясной Поляне: «В Ясной Поляне», «Дорога в Ясную Поляну», «Дом Волконских» и другие. Они светлы по настроению, искренни, полны доброты, человеческого тепла, преклонения перед гением Л. Н. Толстого.

К 600-летию Куликовской битвы А. И. Пеньковым были написаны исторические картины: «Полки занимают позиции», «После боя на Поле Куликовом», триптих «Дмитрий Донской». Архивные документы, историческая литература, неоднократные в течение многих лет поездки на Куликово поле — все это легло в основу произведений, в которых художник с большой верностью исторической правде, с тонким чутьем передал события XIV века.

Тема стойкости и мужества, не раз волновавшая художника и нашедшая отражение в его живописи и скульптуре, с большой силой прозвучала и в панорамно-диорамном искусстве, к которому обратился А. И. Пеньков в конце 70-х — начале 80-х годов. Но это не первое его обращение к монументальному искусству, определенный опыт был уже накоплен художником. Вскоре после войны он был приглашен в Москву для оформления выставочного павильона Брянской, Калужской, Рязанской и Тульской областей на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и с честью выполнил это задание. В 50-е годы А. И. Пеньков разработал макет праздничной трибуны для городской площади, эскизы праздничного оформления главных административных зданий Тулы, и в более поздние годы город в торжественные дни оформлялся по его эскизам.

И вот совершенно новый для него вид искусства — диорама. Одна из диорам выполнена для краеведческого музея г. Одоева Тульской области к 600-летию города «Одоев XIV века в период Куликовской битвы», другая — для краеведческого музея г. Ясногорска Тульской области «Освобождение станции Ревякино советскими войсками в 1941 году». Обе работы тесно связаны с предыдущими его монументальными произведениями в подчеркивании героического начала в человеке, и для обоих характерно высокое мастерство.

В течение всей своей жизни Алексей Иванович Пеньков отдавал много сил и энергии не только творчеству, но и общественной деятельности. Он всегда в любой момент был готов придти на помощь, дать добрый совет молодым художникам. Он обладал редкой работоспособностью, был полон творческих замыслов, и вся его жизнь была посвящена служению искусству.

(источник: http://tounb.tula.net)

Читать дальше

HELP