войти
опубликовать

Пьер-Нарсис
Герен

Франция • 1774−1833

Французский живописец и литограф. Учился у Ж. Б. Реньо. Впервые выступил в салоне 1799 г. с картиной «Возвращение Марка Секста», в которой воплотилось сочувствие к бежавшим от революции эмигрантам. Уже в этой картине сказались свойственные его творчеству театральность и любовь к мелодраматическим эффектам. Эти черты еще сильнее проявились в последующих произведениях, в которых он предвосхищает салонное искусство («Жалобы Федры», 1802, «Андромаха и Пирр», 1810, «Убийство Агамемнона Клитемнестрой», 1817, и др.). В 1922 г. возглавлял Французскую академию в Риме.

Сын торговца скобяным товаром с Моста менял, Герен с 11 лет учился в школе при Кор. Академии живописи и скульптуры у Тараваля и Н. Г. Брене, а позже у Ж.-Б. Реньо, он участвовал в конкурсе 1793 на Гран-при Академии («Тело Брута, доставленное в Рим»). В связи с закрытием Академии конкурсы были временно отменены; однако на конкурсе 1797 Герен все же получил один из трех Гран-при («Смерть Катона»; Париж, Школа изящных искусств). Его картина «Возвращение Марка Секста» (Париж, Лувр), выставленная в Салоне 1799, имела неслыханный успех, благодаря своим сентиментальным и политическим мотивам. В качестве «пенсионера Республики» Герен исполнил картину «Орфей у могилы Эвридики» (Орлеан, Музей изящных искусств), а его «Федра и Ипполит» (Париж, Лувр) получила множество хвалебных отзывов. В декабре 1803, перед отъездом во Французскую Школу изящных искусств в Риме, художник выставил картину «Приношение Эскулапу, или Сыновняя любовь» (Аррас, музей), получившую поощрительный приз еще в 1800; публика смогла оценить картину в Салоне 1804. Герен пробыл в Италии до ноября 1805, совершив за это время два путешествия в Неаполь, где он мог наслаждаться руинами античности в сочетании с поэзией Вергилия. В Салоне 1808 он выставляет картины «Бонапарт, прощающий восставших в Каире» (Версаль, музей дворца) и «Пастухи на могиле Аминта» (Париж, Лувр), вызвавшие у публики неоднозначное суждение: в Салоне 1810 «Аврора и Кефал» (там же). Эта работа, исполненна по заказу графа Соммарива, имеет вариант, написанный для князя Юсупова (Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, эскиз - Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), в пандан к которой было создано полотно «Морфей и Ирида» (Санкт-Петербруг, Гос. Эрмитаж). Обстоятельства жизни не позволили Герену закончить картину «Смерть маршала Ланна» (Валансьенн, музей). В годы Реставрации художнику были поручены работы, так и оставшиеся незавершенными и известные лишь по эскизам («Правосудие Людовика Святого» (прежде - Анже, Музей изящных искусств); однако он успел закончить портреты генералов, украшавших гвардейский зал в Сен-Клу («Анри де ла Рошежаклен», Шоле, музей, выставлен в 1817, «Луи де ла Рошежаклен», там же, выставлен в 1819). Его картины «Принц Тальмон» (Серран, замок), «Эней рассказывает Дидоне о бедствиях Трои» (Париж, Лувр: эскиз - Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) и «Клитемнестра» (Париж, Лувр) привлекли на Салоне 1817 особое внимание публики. Позже Герен исполнил эскиз стяга для фабрики Гобеленов («Св. Женевьева», Компьень, капелла замка), а в 1811-1822 «Филипп Смелый приносит в Сен-Дени тело своего отца Людовика Святого» (Сан-Дени, сакристия собора).

В 1815 Герен стал членом Института Франции, а в 1816 - профессором Школы изящных искусств. В его мастерской учились Жерико, Делакруа, Ало, Конье, Шеффер, Перен, Орсель. По специальному заказу он исполнил четыре литографии («Ленивые» и «Бдительные»). Назначенный в 1816 директором Французской Академии в Риме, Герен согласился занять этот пост лишь в 1822 и в продолжении шести лет практически не занимался живописью. В 1829 он получил титул барона от Карла Х и, вернувшись в Париж, возобновил свою профессорскую деятельность рядом с Жераром, Гро и Энгром. В эти годы он работает над большим полотном «Смерть Приама. или Последняя ночь Трои» (Анже, Музей изящных искусств), задуманным еще в Риме. В феврале 1833, после тяжелой болезни он переехал на Виллу Медичи, где и скончался 16 июля. Он похоронен в СенЛуи-де-Франсе.

Герен сделал блестящую карьеру исторического живописца, он был признан в правительственных кругах и не имел недостатка в заказах, он предпочитал свободно выбирать сюжеты своих картин и долго их вынашивать. Его искусство отражало «римские» предпочтения революционного периода, а позже - темы страстей, заимствованные из классической традиции. Страстный поклонник античности, Рафаэля и Пуссена, он был близок эстетике Катремера де Кенси. Для его стиля характерны благородные формы, геометризированные композиции, единство частей и сценические эффекты. Однако все это маскирует крайнюю горячность Герена, которую обнаружил в нем Бодлер: «Последняя ночь Трои» заключает фантастическое произведение этого драматурга, который занимает особое место во французской живописи начала XIX в.

Картины и рисунки Герена представлены в музеях Парижа (Лувр и Школа изящных искусств), Анже, Арраса, Байе, Байонны, Бордо, Булонь-сюрМер, Кана, Шоле, Компьеня, Кутанса, Дижона, Лилля, Орлеана, Руана, Тьера (госпиталь), Валансьенна, Версаля, Ла Оротавы (ратуша, остров Тенериф, Канарские острова), Санкт-Петербурга (Гос. Эрмитаж), Москвы (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Кембриджа (Массачусетс), Хартфорда и Луисвиля (США).

Перейти к биографии