войти
опубликовать

Лев
Владимирович Кулешов

Россия • 1899−1970

Кинорежиссер, теоретик кино, педагог, нар. арт. РСФСР (1969), доктор иск-ведения (1946). Член ВКП(б) с 1945. Окончил МУЖВЗ (1914). В 1916-19 художник-декоратор на к.-ст. А.Ханжонкова в Москве, постановщик док. и агитационных к.-ф. (в т.ч. к.-ф. "На красном фронте", 1920). Основатель Гос. киношколы (1919) и рук. учебной мастерской там же - его ученики - В.Пудовкин, Б.Барнет, А.Хохлова (жена), С.Комаров и др. С 1939 профессор ВГИКа, был зав. каф. и директором ин-та. Постановщик к.-ф. "Проект инженера Прайта" (1918), "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924), "По закону" (1926), "Великий утешитель" (1933), "Клятва Тимура" (1942), "Мы с Урала" (1944, с А.Хохловой) и др. Тр. по киноискусству, в т.ч. кн. "Основы кинорежиссуры" (1941).

В кино с 1916г. В 1919г. начал преподавать в Госкиношколе. Народный артист РСФСР (1969г.) С 1939г. профессор ВГИКа. Доктор искусствоведения (1946г.) Жена - актриса и режиссер Александра Хохлова. Он мечтал стать театральным художником, в семнадцать лет уже делал декорации к "Евгению Онегину" для театра Зимина. Быть может, он стал бы отличным декоратором, если бы в те же семнадцать лет не попал на кинофабрику Ханжонкова и не начал работать с режиссером Евгением Бауэром.

Кулешов занялся теорией построения картин, искал законы их композиции, отличия кинематографа от театра, его специфические особенности, которые доказали бы, что кино является искусством. А доказать это тогда было необходимо. В 1917 году в "Вестнике кинематографии" были напечатаны три статьи Кулешова. Статьи подрывали основы всего того, что делалось ханжонковской фирмой, отвергали слащавый салонный кинематограф во имя нового, еще не родившегося киноискусства.

В своей первой картине "Проект инженера Прайта" Кулешов применил монтаж. Это было поистине открытие для кинематографа!

Создание советского киноискусства надо было начинать с хроники, и Кулешов пришел в хронику. Он снимал гражданскую войну, стройки, митинги, беспризорных... Он на практике применял свои теоретические, кабинетные находки.

В 1919 году начал преподавать в Госкиношколе, безмерно увлекая своих учеников, среди которых были Эйзенштейн, Пудовкин, Хохлова, Баргет, Швейцер, Абуладзе и многие другие.

Теоретик, экспериментатор, Кулешов не витал в облаках, он умел делать кино и на практике, кино, на которое валом валил зритель.

Книги, им написанные, переведены на многие языки мира - "Искусство кино", "Основы режиссуры", "Кадр и монтаж" и многие другие.

Перейти к биографии