войти
опубликовать

Илья
Григорьевич Сегаль

Россия • 1907−1983

Биография и информация

Илья Григорьевич Сегаль родился 21 августа 1907 года в городе Владикавказе, сегодня это - Орджоникидзе. Отец торговал, мать вела домашнее хозяйство, воспитывая сыновей. Когда братья подросли они целыми днями, как и их сверстники, бегали по улицам, а вечерами с матушкой занимались французским языком. Конечно, занятия эти не доставляли радости, но когда мать читала стихи и целые поэмы на французском, братья слушали, открыв рот. А еще они любили играть в полководцев и мечтали кем-нибудь стать, может быть и не полководцем, но стать обязательно. Много позже Лев станет писателем, Илья – художником. Шло время. Революция отвоевывала пространство, капиталы, умы. Рушились идеалы, семьи, калечились судьбы. И на смену как казалось, приходило новое. Семья перебирается жить в Ростов, где братья поступили учиться в Трудовую школу второй ступени имени Калинина. В 1923 году Илья Сегаль с семьей перебирается в Петроград и идёт на Высшие курсы Искусствознания при Институте Истории Искусств. Илья Григорьевич вспоминал, как удивили членов приемной комиссии знания французского языка провинциального юноши.

Учеба на Высших курсах стала подарком судьбы. Продолжив занятия французским языком, он будет слушать лекции по французской литературе. Историю западноевропейского искусства читал С. Макульский, лекции по античности вел А. Пиатровский, поставив условия, что для проведения семинаров тексты всеми должны читаться на латинском языке. А. Гвоздев, возглавивший отдел театра, собрал в институте самых лучших театроведов и филологов, занимавшихся драматургией и театром.

Их учили многому, а главное обстоятельно. И хотя время упорно диктовало свои условия, о необходимости изучения дисциплин идеологического направления. Полуголодные студенты предпочитали покупать из-под полы книги по «Раннему Возрождению» и бегали на спектакли В. Мейерхольда. Незабываемыми для Ильи Сегаля остались встречи на Исаакиевской с В. Маяковским, В. Кавериным и Ю. Тыняновым. Уже занимаясь на старших курсах, Илья Сегаль поступает в Живописную студию возглавляемую М. Добужинским, И. Радловым. Ему нравились занятия по живописи и технике рисунка, а из разговоров мастеров можно было приобретать энциклопедические познания. Сегаль вспоминал: «если я чего-то и смог в живописи, то этим обязан своим учителям студии». В 1929 году Илья Сегаль становится «специалистом-музееведом», о чем свидетельствовал документ, удостоверенный печатью Народного Комиссариата Просвещения РСФСР Высших Государственных Курсов Искусствоведения при Государственном Институте Истории Искусств.

Еще учась на курсах, молодой музеевед начинает работать графиком в «Красной газете», но тяга к театру одержала верх. Его работа в Театре Краснознаменного Балтийского флота определялась временем.

Принципиально новые отношения героя и зрителя были заданы резким поворотом традиционных театров к современности, к осмыслению происходящих событий в стране. В Театре Балтфлота Сегаль оформляет пьесы разных авторов, и среди них «Фронт» Д. Деля, «Мятеж» А. Фурманова, «На полюсе» А. Бруштейн, «Гибель эскадры» А. Корнейчука. В этих постановках присутствовали отголоски массовых зрелищ двадцатых годов, в которых сам художник принимал активное участие в качестве оформителя. Советские пьесы с их бытовой конкретностью меняли и характер образности. Выстраивая «дороги» во «Фронте», в «Гибели эскадры» художник отдавал дань уважения конструктивизму.

Сегодня уже нет никакого смысла в противопоставлении живописного и конструктивного принципов, - и тот и другой перспективны, значимы, и в разной степени, действенны. Тогда это стало предметом широких споров.

Для самого Сегаля более близкой была романтическая возвышенность и сценическая обобщенность. Художник мыслил формой и цветом, - отсюда раскрепощенность фантазии при утонченности линий. Изысканными по цветовой гамме и убедительными по форме смотрятся его эскизы к пьесе Г. Луковского «Русские матросы». Пьеса долго шла на разных сценических площадках. Единая декорация позволяет одновременно увидеть палубу корабля, и представить, как эта же декорация трансформируется в комнату старинного особняка. Эскизы выполнены в графической манере, традиционной для художников «Мирискусников», чье искусство Сегаль почитал до конца своих дней.

В 1941 году, когда началась война, художник уходит добровольцем на фронт, но был ранен и демобилизован. В том же году он эвакуировался в город Челябинск, где как в мирное время работал городской театр. Оправившись от ранений, Илья Сегаль работает там художником-декоратором.

Военное и послевоенное время было суровым испытанием для всех людей. Шло мирное строительство. Но даже тогда, когда, наконец, «закончилась борьба лучшего с хорошим», страна еще долго будет жить в оцепенении. Возвратившись в Ленинград, Сегаль вновь работает в театре Балтфлота, где ставит спектакли, и с которым ездит на гастроли. Любовь художника к утонченным стилизованным формам, а порой и к гротеску, привлекала к нему многих режиссеров. Он работал с А. Пергаментом и В. Люце, П. Хомским и А. Тутышкиным, З. Корогодским и Я. Хамармером. Ставил спектакли в театре под руководством А. Райкина. Находя в его творческом почерке близкое, режиссер и художник Н. Акимов приглашает И .Сегаля для работы над костюмами в «Ревизоре» Н.Гоголя. Работая с разными режиссерами, Илья Сегаль оформил более 250 спектаклей в разных жанрах, многие из которых были отмечены Всероссийскими наградами.

Еще в челябинском театре его попросили прочитать курс лекций для студийцев по Истории изобразительного искусства. По возвращению в Ленинград Сегаль продолжил преподавательскую деятельность в ленинградском Университете им. А. Жданова, а потом и в институте на Моховой. В 1961 году, возглавлявший Постановочный факультет театрального института Н. Акимов, предложил Илье Сегалю набрать курс художников театра, что и определило его дальнейшую судьбу. Сегаль сразу же влюбился в своих молодых коллег, в студентов, в атмосферу, царившую тогда на факультете. Это было незабываемое время. Педагоги и студенты приходили на факультет как домой, а порой у кого-то собирались дома и говорили, говорили…

Илья Григорьевич часто приглашал своих студентов к себе, и они находили там тепло, заботу и никто не догадывался, что его жена так радушно встречавшая всех была больным человеком, а дочь и вовсе - инвалид. Студентов всегда ждал чай и увлекательные рассказы об искусстве и жизни в театре.

Илья Сегаль сделал семь выпусков. Сегодня среди его учеников много больших талантливых мастеров. Когда речь среди них заходит о мастере, куда-то уходит важность, и губы расползаются в улыбке. И не сговариваясь, говорят о том, каким он был добрым и чутким человеком, какими обладал энциклопедическими знаниями, и главное, - о том, что бы настоящим художником.

(Автор статьи "О добром учителе замолвите слово…" Людмила Варначёва)