Регистрация
1622, 116.5×93.5 см • Масло, Холст

Описание картины «Автопортрет»

Автопортретов Ван Дейк написал за свою короткую жизнь очень много. Гораздо больше, к примеру, чем даже его учитель и в каком-то смысле соперник Рубенс. Пожалуй, по числу собственных авторских изображений Ван Дейк сопоставим лишь с другим великим голландским художником - Рембрандтом. Однако специалисты склонны оценивать автопортреты Ван Дейка ниже: они утверждают, что целью Рембрандта, из года в год пишущего собственное лицо (неприметное, но обретающее всё большую значительность) было самопознание, в то время как автопортреты Ван Дейка говорят скорее о нарциссическом самолюбовании.

Мы вольны соглашаться или противиться такому профессиональному взгляду на автопортреты Ван Дейка и всё же ценность их несомненна: они дают нам вполне точное представление о художнике – нервном, эмоционально утонченном, явно болезненно честолюбивом и зависимом от роскоши и признания, словом, таком, каким, судя по сохранившимся документам и биографическим сведениям, Ван Дейк и был.

Известен автопортрет на дереве, который написал 14-летний художник. Мы видим только лицо – но какое! С умным, твёрдым и уверенным взглядом и с вызовом в глазах. «Автопортрет» из Эрмитажа – это следующий этап в жизни Ван Дейка. Ему здесь слегка за двадцать. В это время Ван Дейк уже признанный мастер. Шутка ли – его иногда сравнивают с самим Рубенсом! В глубине души Ван Дейк считает такое сравнение обоснованным, но ведь далеко не все их равновеликость признают - и потому в его глазах по-прежнему вызов, даже некоторая спесь – и одновременно беззащитность. Ван Дейк прячет её под щегольской одеждой (говорили, что никто не умел писать блеск атласа и фактуру шёлка так, как это делал Ван Дейк), под несколько развязной позой. Он так стремится изобразить расслабленность, что это выглядит нарочитым. По воспоминаниям современников, Рубенс и Ван Дейк обладали совершенно различной физикой и несходными темпераментами. Рубенс был коренастым крупным человеком, основательным, неторопливым и спокойным. Ван Дейк, напротив, был мал ростом, тщедушен, нервен и импульсивен в работе. Некоторым заказчикам это претило.

За тем, что можно ошибочно принять за самолюбование, мы видим на автопортрете Ван Дейка вполне исчерпывающую эмоциональную характеристику - живой темперамент, сплав легкомыслия и меланхолии, самоуверенности и беззащитности.

Всем нам наверняка не раз встречалось утверждение, что длинные, конически сужающиеся от основания к кончикам пальцы – это признак артистичности натуры. Антонис Ван Дейк в этом смысле – пример ярчайший. На всех автопортретах, где он изображает себя не погрудно, а по пояс или в рост, бросаются в глаза его удивительные пальцы – изящные, тонкие, с тщательно ухоженными, отполированными ногтями. Интереснее другое: Ван Дейк изображал так не только себя. Красивые удлинённые пальцы встречаются на многих его картинах, они станут «визитной карточкой» художника и узнаваемой приметой его героев, которым Ван Дейк приписывал качества, которыми те могли и не обладать: поэтичность, аристократизм, утонченность и возвышенность помыслов.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Барокко, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Антонис ван Дейк. Франс Снейдерс
  • Антонис ван Дейк. Изабелла Брандт
  • Антонис ван Дейк. Тройной портрет Карла I, короля Англии
Ван Дейк
Собирает Maria Stepanova
9 работ • 0 комментариев
  • Антонис ван Дейк. Автопортрет
  • Антонис ван Дейк. Тройной портрет Карла I, короля Англии
Антонис ван дейк
2 работы • 0 комментариев
  • Бартоломе Эстебан Мурильо. Приготовление лепешек
  • Пьер Огюст Ренуар. Девушка с веером
  • Бартоломе Эстебан Мурильо. Раскаяние апостола Петра
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Собирает Ирина Олих
150 работ • 0 комментариев
  • Жорж Девалье. Автопортрет
  • Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет в шляпе с белыми перьями
  • Мэри Бил. Автопортрет с палитрой
Европейские мастера в автопортретах
Собирает Ирина Олих
123 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Мэри Бил. Автопортрет с палитрой
1
Автопортрет с палитрой
Мэри Бил
1675, 45.7×38.1 см
Антонис ван Дейк. Рисунки девяти голов в медальонах
1
Рисунки девяти голов в медальонах
Антонис ван Дейк
XVII век, 33×27.3 см
Антонис ван Дейк. Портрет принца Уэльского, будущего короля Карла II
1
Портрет принца Уэльского, будущего короля Карла II
Антонис ван Дейк
1638, 154×132.1 см
Антонис ван Дейк. Люси Перси, графиня Карлайл
0
Люси Перси, графиня Карлайл
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP