войти
опубликовать

Двойной портрет короля Англии Карла I и королевы Генриетты Марии Французской

Антонис ван Дейк • Живопись, 1635, 67×82 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Барокко
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1635
Размер: 67×82 см
Работа в подборках: 7 подборок

Описание картины «Двойной портрет короля Англии Карла I и королевы Генриетты Марии Французской»

«Двойной портрет короля Англии Карла I и королевы Генриетты Марии» – один из многочисленных портретов британских монархов, созданных Антонисом Ван Дейком.

Второй английский период Ван Дейка (первый был при отце Карла, короле Якове I) – самое счастливое время в жизни художника, эпоха его творческого расцвета и наибольшей славы. Ван Дейк очень рано стал известен у себя на родине, во Фландрии, его знали в Нидерландах и Италии, но всё это не шло ни в какое сравнение с теми почестями, которые художник получил при дворе английского короля Карла I. Помимо денег, дома в центре Лондона и загородного поместья, Ван Дейку жалуют титул баронета и золотую цепь, символизирующую посвящение в рыцари.

Известно, что Карл I, первый из британских монархов, всерьёз интересовавшийся искусством, почти 10 лет мечтал заполучить фламандца в придворные живописцы. Это стало почти его идеей фикс. Согласно одной из версий, Ван Дейка мог рекомендовать Рубенс, как самого талантливого своего ученика. Но есть и другое предположение: Ван Дейка спротежировала Карлу I его жена Генриетта Мария, ведь художник неоднократно писал её мать – королеву Франции Марию Медичи и снискал себе в Европе славу «второго Тициана».

Перебравшись в Англию, Ван Дейк пишет короля и королеву, так симпатизировавших ему, многократно и разнообразно. Карл изображается погрудно и в рост, конным и пешим, один или в окружении домочадцев. Есть даже удивительный портрет, где король явлен сразу в трёх лицах: фронтально, в профиль и в трёхчетвертном развороте. Не меньше времени Ван Дейк посвящает и написанию портретов Генриетты Марии: анфас и в профиль, в пурпурном, жёлтом и голубом, с мужем, детьми и королевским карликом.

Король и королева позировали не только у себя во дворце. Они бывали в мастерской Ван Дейка в его лондонском доме, поставленном на широкую ногу. Поскольку в английский период Ван Дейк писал очень много (число примерно в 400 полотен указывает, что в среднем художник выпускал по портрету в неделю), сам рабочий процесс у него был строго регламентирован. Позирование назначалось с утра и никогда не длилось более часа. Чтобы модель не заскучала, в мастерской Ван Дейка играли музыканты и лицедействовали клоуны. Ван Дейк лично писал лицо и изредка - руки, оставляя работу над костюмами и интерьером своим наиболее талантливым подмастерьям.

Художник создал новый тип портрета – аристократический парадный портрет, изображавший тех, кого Ван Дейк писал, возвышенными и благородными, утонченными и элегантными. Конечно, отчасти он идеализировал своих героев и иногда это приводило к курьёзам. Например, одна из племянниц Генриетты Марии, приехав в Англию и зная тетку лишь по портретам, не сразу смогла узнать в маленькой сутулой женщине с зубами, торчащими наружу, «как пушки на борту корабля», красавицу с картин Ван Дейка.

Супруги Генриетта Мария и Карл на этом парном портрете изображены скорее по отдельности, нежели вместе. Это не семейная сцена, а нечто вроде медальона, где каждый существует в своём отдельном пространстве, и вместе с тем – сколь много между ними общего! Они выглядят очень похожими, их настроение и даже черты кажутся удивительно созвучными. Отчего они кажутся печальными? Король и его жена вряд ли предвидят своё не столь отдалённое будущее: Карл по решению британского парламента будет обезглавлен, а Генриетту Марию ждут многолетние скитания по Европе. Но выражение лёгкой грусти на их лицах объясняется не этим, а лишь тем, что Ван Дейк изобразил их в соответствии с придворной модой своей эпохи – модой на меланхолию.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии