Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей

Портрет кардинала Гвидо Бентивольо

Предложить название
1620-е , 195×147 см • Масло, Холст

Описание картины «Портрет кардинала Гвидо Бентивольо»

«Портрет кардинала Гвидо Бентивольо» считается вершиной итальянского периода (1621 – 1627) Антониса Ван Дейка.

Ван Дейк мог слышать о Бентивольо и до своей поездки в Италию. В 1610-х годах Гвидо служил папским послом на родине Ван Дейка – во Фландрии. В качестве дипломата он принимал деятельное участие в урегулировании отношений между католической габсбургской Испанией и Республикой соединенных провинций, в число которых входила и Фландрия. Около 80 лет Республика, ведя войны, пыталась избавиться от владычества испанской короны и получить независимость. За это время в Нидерландах широко распространились идеи Реформации, жестоко преследуемые католиками. Бентивольо был среди подписантов так называемого «двенадцатилетнего перемирия» (1609-1621), позволившего на время прекратить кровопролитие.

Впрочем, на момент написания портрета кардинала Ван Дейком (его относят к периоду между 1623 и 1625 годами) «двенадцатилетнее перемирие» закончилось, и протестантские Нидерланды вновь пытались освободиться от католического испанского диктата. Конечно, итальянец Бентивольо, поддерживая папские идеи, выступал против политических интересов родины Ван Дейка. Но Ван Дейк тоже был католиком, он происходил из очень религиозной купеческой семьи, был весьма набожен, так что никакого идеологического разрыва между ним и кардиналом-итальянцем быть не могло.
Из Фландрии Бентивольо будет переведён в Париж – там тоже усугубилось противостояние между католиками и гугенотами и понадобятся его дипломатические навыки, а затем в Рим.

Именно в Риме пересекутся ученый, священник и дипломат Бентивольо и совсем молодой (ему в это время чуть более двадцати) Ван Дейк. Художник приехал в Италию по рекомендации своего наставника Рубенса, но ему всё меньше хочется работать в монументально-исторической и религиозной живописи. Возможно, Ван Дейк осознаёт, что в этой сфере не сможет тягаться с Рубенсом, поэтому он сосредоточивается на жанре, к которому был по-настоящему призван и который, в конечном счете, сделает его великим – портрете.

«Портрет кардинала Гвидо Бентивольо» со всей очевидностью открывает нам главные установки портретного искусства Ван Дейка: сохраняя внешнюю парадность, художник более всего заинтересован в том, чтобы показать в портрете человеческую исключительность. Лицо Гвидо Бентивольо отмечено печатью незаурядности, по-настоящему одухотворенно. Ван Дейк изображает интеллектуала и стратега.

Принято считать, что Ван Дейк идеализирует своих моделей, возвышает их. Это так, безусловно. Но вместе с тем в лучших своих картинах он остаётся правдив. И, вглядываясь в лицо Бентивольо, мы можем разглядеть в нём то, чего, возможно, не подразумевал Ван Дейк: определённую толику лукавства, профессиональный цинизм высокопоставленного католического функционера.

Была в биографии Гвидо Бентивольо страница, которая до сих пор вызывает дискуссии. Когда-то в юности, учась в университете Падуи, он посещал частные занятия у одного из лучших умов своего времени – математика, физика, астронома и философа Галилео Галилея. Потом пути ученика и учителя разойдутся. В 1628 году (через несколько лет после написания этого портрета Ван Дейка) кардинал Гвидо Бентивольо возглавит римскую Инквизицию. А в 1633 году она будет судить Галилея. И второй подписью на приговоре Галилею будет подпись его сделавшего блестящую карьеру ученика – Гвидо Бентивольо. Сам кардинал в мемуарах будет уверять, что сделал всё от него зависящее, чтобы спасти Галилея. Как мы знаем, этого оказалось недостаточно.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Барокко, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Антонис ван Дейк. Люси Перси, графиня Карлайл
  • Антонис ван Дейк. Рисунки девяти голов в медальонах
  • Антонис ван Дейк. Портрет принца Уэльского, будущего короля Карла II
Антонис ван Дейк
15 работ • 0 комментариев
  • Антонис ван Дейк. Автопортрет
  • Антонис ван Дейк. Портрет художницы Софонисбы Агниссолы
  • Антонис ван Дейк. Венеция, леди Дигби на смертном одре
Ван Дейк
Собирает Ная Ш
44 работы • 0 комментариев
  • Антонис ван Дейк. Королева Генриетта Мария с сэром Джеффри Хадсоном
  • Антонис ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо
  • Антонис ван Дейк. Портрет семьи Ломеллини
16 17 Ван дейк
3 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Антонис ван Дейк. Портрет принца Уэльского, будущего короля Карла II
1
Портрет принца Уэльского, будущего короля Карла II
Антонис ван Дейк
1638, 154×132.1 см
Антонис ван Дейк. Люси Перси, графиня Карлайл
0
Люси Перси, графиня Карлайл
Антонис ван Дейк. Венеция, леди Дигби на смертном одре
0
Венеция, леди Дигби на смертном одре
Антонис ван Дейк
1633, 74.3×81.8 см
Антонис ван Дейк. Автопортрет
2
Автопортрет
Антонис ван Дейк
1613, 25.8×19.5 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP