Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей
Николай Андреевич Сальников
Николай Андреевич Сальников
Николай
 Андреевич Сальников
Россия 1817−1880
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Живописец портретный на финифти. В 1855 г. удостоен звания свободного художника за портрет профессора Брюллова. (Кондаков)

Самым известным мастером финифти, в свое время, был Николай Андреевич Сальников. Он, как писал Фуртов, прославился своим умением писать портреты. Мастер родился в 1817 г. Согласно Фуртову, выучился мастерству к 1830 г., т. е. в 13 лет. В 1850 г. он был старшиной 1-го цеха ростовской Ремесленной Управы. В 1855 г. получил звание неклассного художника за портрет академика Брюллова в Российской академии художеств. Участвовал в ростовской выставке 1880 г. Где, как писал А. А. Титов, представил работы 10-летней давности. Среди них образ Рождества Христова, Александра Невского, портреты Николая Первого, Александра Второго, академика Васильева и автопортрет. Последний раз в документах имя Сальникова встречается в том же 1880 г. среди купцов в именном списке избирателей в Ростовской Городской Управе. На портрете Булатова М. Л. из нашего собрания, поступившего от И. А. Фуртова, была бумажная наклейка с текстом, сохраненным в книге поступлений: «Портрет Императора Николая I работы Н. А. Сальникова, помер в 1880 году». Что приходится признать за правду, хотя в метрических книгах церкви Воскресения Лазаря 1877−1909, 1871−1880, 1881−1886 гг. нет упоминаний о смерти Николая Андреевича Сальникова.

Подписные работы Сальникова хранятся в ГИМе, ГТГ, ВМП. Это портреты, выполненные в технике гризайли, копии с гравюр или дагерротипов. Многие исследователи считали их невыразительными. Это действительно очень подробные, тщательные и немного скучные копии. Но в чем нельзя отказать Сальникову, это в ювелирной точности владения кистью, пунктиром. Эмальерная техника в гризайли у Сальникова более совершенна, чем работа в цвете. Если в первом случае, он методично копировал, то во втором — словно забывал о миниатюре и смело работал кистью. Поэтому в гризайли он ближе к Якову Шапошникову, чем при работе с цветом, хотя чистых работ Шапошникова в этой технике мы не знаем.

На одном из портретов Сальникова надпись: «Писалъ. //Художникъ.// Николай //Сальников// оправлял/ //Иван На//шахаловъ.». Иван Нашахалов тоже жил в приходе церкви Воскресения Лазаря в доме № 60. (Мастера финифтяных дел из прихода церкви Воскресения Лазаря в Ростове. М.М. Федорова)

Читать дальше

HELP