войти
опубликовать

Павел
Петрович Ходаев

Россия • родился в 1946

Биография и информация

График. Член Союза художников СССР.

Лит.: Челябинск: энциклопедия. - Изд. испр. и доп. - Челябинск, 2001. - С. 912; Край наш южноуральский, 1996: рек. библиогр. указ. - Челябинск, 1995. - С. 136 - 139.

(р. 26.10.1946, с. Мраково, Башкирия), живописец, чл. СХ СССР (1975), лауреат обл. комсом. пр. “Орлёнок” (1981). Родители – служащие, дед был кузнецом, прадед служил фельдшером в Оренбурге. Круг интересов с детства: музыка, изобразит. иск-во, спорт. Учился в школе г. Салавата. В 1967 окончил Уфимское художеств. уч-ще иск-в. Вернулся в Салават, занимался монументальной росписью. В 1968 переехал в Уфу, работал в Художеств. фонде. В этот период приоритет отдавал портрету, индустриальному пейзажу; создана серия “Строители”, в к-рой преобладает насыщ. цветовая гамма, локальный открытый цвет, декоративность решений. В 1971 приехал в Миасс, где работал в секторе техн. эстетики одного из проектных ин-тов. Обратился к графике, освоил офорт. С 1974 живет и работает в Чел. После 1975 избирался чл. правления ЧОСХ России, предс. ее живописной секции, чл. художеств. совета ЧОСХ, чл. экспертно-закупочной комиссии при Управлении культуры. Во 2-й пол. 1970-х гг. сделал попытку вернуться к целостному “детскому” восприятию мира, в пейзажах появилась напряж. густая свето-теневая лепка (“Лето в Тургояке”, 1976; “Начало лета”, 1978), изменился колорит. Нач. 1980-х гг. для художника – этап, когда он определял понятие живописной пластики как динамич. взаимоотношения живописных пространств, что позволило многомерный мир воспринимать как неделимое целое. С этого времени в творч. жизнь входит как художеств. значимое явление природно-этнич. феномен Тюлюка, села в Катав-Ивановском р-не Чел. обл. (работы “Светлый день”, “Август в Тюлюке” и т. д.). Этапные произв. 2-й пол. 1980 – нач. 90-х гг.: “Отечественный булат” (1985), “Кузница деда” (1989), “Масленица” (1990), в к-рых прослеживаются культ.-ист. корни. С 1992 участник творч. группы “Традиция” и всех ее выставок. В последнее 10-летие большое значение оказало на художника глубокое изучение творчества П. Сезанна (работы Х.: “Пейзаж с соколом”, 1994; “Акафист Пресвятой Богородице”, 1995; “Колодец”, 1998; “Бабье лето”, 2000). Жанр портрета получил развитие в работах: “Рашид” (1989), “Интермедия” (1998), “Шляпка” (2000), “Старушка” (1991). В сер. 90-х гг. художником создана серия “Эйдо”, в к-рой он сознательно отказался от правильного геом. формата произв., повторил природные формы мат-ла (непред-сказуемо согнутого ивового прута). Муз. одаренность и убеждение в единых глубинных гармонич. закономерностях, присущих музыке и живописи, привели к созданию живописных произв., в назв. к-рых отражена соответствующая им муз. масштабность: фуга, прелюдия, экспромт, дивертисмент, сонатина, интермедия. В филос., когнитивном осмыслении мира Х. приходит к идее “экологических” произв. как здоровых художеств. организмов, способных существенно влиять на окружающий мир и формировать соответствующую среду обитания человека. Участвует в выставках с 1972: обл., зон. (1974, 1979–80, 1985, 1991, 1998), респ. (1974, 1975, 1984). Персон. выставки состоялись в Миассе (ДК автомобилестроителей, 1973), Чел. (Выставочный зал ЧОСХРоссии, 1981); Магнитогорске (карт. гал., 1983), Чел. (ЧОКГ, 1991; Выставочный зал ЧОСХ России, 1995, 1996), Уфе (гал. “Академия” Уфимского технолог. ин-та, 2000; Янгантау, 2000), во всех выставках группы “Традиция”. Произв. хранятся в музеях: ЧОКГ, Магнитогорской карт. гал., Башк. гос. музее им. М. В. Нестерова (Уфа), Оренбургском обл. музее изобразит. иск-в, Екатеринбургском музее изобразит. иск-в, Алтайском краевом музее изобразит. иск-в (Барнаул), Уфимской нац. гал. совр. иск-ва, нац. гал. “Восток” (Уфа), гал. “Эстер” (Екатеринбург), музее з-да им. С. Орджоникидзе (см. “Станкомаш”, Чел.), в частных собраниях в Израиле, США, Германии, Франции, России.

 

Н. А. Козлова

 

Лит.: Павел Ходаев: Кат. выст. / Авт. вступ. ст. Л. Сабельфельд. Ч., 1981; Павел Ходаев, Виктор Чернилевский: Кат. выст. / Авт. вступ. ст. Л. Сабельфельд. Ч., 1991; Павел Ходаев. Звуки Неба и Земли: Живопись: Кат. выст. / Авт. вступ. ст. Л. Бондарь. Ч., 1995; Трифонова Г. Спасение по Павлу Ходаеву // ЧР. 1996. 2 дек.; Бондарь Л. Цвет – обозначение скоростей пространств // Автограф. Челябинск-Арт. 2000. № 4.

  • Учеба