войти
опубликовать

Никола
Турнье

Франция • 1590−1638

Родители Турнье, протестанты из Безансона, переехали в Монбельяр. Его отец, художник Андре Турнье, вероятно не был автором портретов Нарбоннских консулов 1600-1603, которые ему некогда приписывались. Пребывание его самого и его сына в Нарбонне остается спорным, а проблема формирования молодого художника по-прежнему не разрешена. Согласно различным документам (1619-1626), он совершил путешествие в Рим; в 1619 он жил в том же доме, что и льежский художник-караваджист Жерар Дуффе. По свидетельству тулузского историографа Бернала дю Пюи дю Грёз, в Риме Турнье учился у Валантена. Действительно, он подражает картинам Валантена и Манфреди: сцены в тавернах, драматизм, натуралистичные типажи, но отмеченные вкусом к элегантности и романтичности, - все это заимствовано из картин Караваджо. Ему приписывают даже копии с картин Манфреди ("Пьяницы", Модена, пинакотека Эстенсе). Римские работы Турнье, которые долгое время путали с работами Валантена, отличаются точностью рисунка, который подчеркивает стилизацию и линеарность, и сдержанностью в трактовке форм. Прозаизм его произведений отличен от мистицизма и лиризма Валантена ("Sinite Parvulos", Рим, Нац. гал., гал. Корсини; "Концерт", Бурж, музей и Сент-Луис, Гор. художественный музей; "Флейтист", Брешиа, пинакотека Тозио-Мартиненго; "Отречение св. Петра", Мадрид, Прадо). Вскоре Турнье возвращается во Францию; он живет в Каркассоне (с 1627) и в Тулузе (с 1632). Он часто бывает в Нарбоне и наряду с караваджистскими произведениями пишет многочисленные картины на историческую и религиозную тематику. Его манера отличается еще более чистой стилизацией, утверждая искусство сдержанное и спокойное, по своей строгости близкое классицизму ("Положение во гроб", "Мадонна с младенцем", "Снятие с креста" и особенно впечатляющая "Битва при Красных Скалах" (Победа Константина над Максенцием), шедевр, вызывающий в памяти работы Пьеро делла Франчески, все - Тулуза, Музей изящных искусств; а также "Концерт", Париж, Лувр, монументальная "Голгофа", 1644 ?, там же и алтарь из собора в Нарбоне "Товий и ангел"). Произведения Турнье римского и французского периодов нуждаются в уточнении атрибуций (например, очень напоминающая Манфреди "Кордегардия", Дрезден, Картинная гал., или "Христос в Эммаусе", Нант, Музей изящных искусств). На основании даты и подписи картины "Иуда и Иосиф" (1655, Нарбона, собор; подписана "Фурнье", а не Турнье), долгое время считали, что художник умер после 1655.

Перейти к биографии