войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам.
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет, Ню
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1929
Размер: 195×129 см
Контент 18+
Местонахождение: Музей Пикассо, Париж
Работа в подборках: 79 подборок

Описание картины «Обнаженная в красном кресле»

В середине 20-х годов ХХ века стиль Пикассо снова претерпевает изменения – на этот раз под влиянием движения сюрреалистов во главе с Андре Бретоном. Картины Пикассо этого - сюрреалистического - периода, включая «Обнаженную в красном кресле», отличают текучие, «оплавленные» контуры и крайне откровенное, даже возмутительное изображение женских форм. Тем не менее, Пикассо никогда не причислял себя к движению сюрреалистов: его индивидуальность и некоторая приземленность не позволяли ему подчиниться их излюбленной фрейдистской концепции о превосходстве бессознательного. Однако состоявшие в родстве с сюрреализмом дадаисты все же считали художника «своим», они опубликовали репродукцию «Авиньонских девиц» в своем манифесте 1925 года, признав тем самым его влияние на их работу.

Полотно «Обнаженная в красном кресле» было закончено в мае 1929 года. В то время сюрреалистов занимала мысль о том, что уродливые и отталкивающие образы способны проложить путь к бессознательному. Картина, совершенно явственно призванная шокировать публику, по одной из версий, была написана под влиянием Сальвадора Дали и Жоана Миро. Другие искусствоведы усматривают в выборе цвета и узора обоев на фоне своеобразную издевку над работами Анри Матисса. Сходятся все только в одном: на полотне изображена русская жена Пикассо – бывшая танцовщица Ольга Хохлова, отношения художника с которой в то время уже были на грани разрыва.

Особенное возмущение картина вызвала среди феминисток. Они и раньше обвиняли Пикассо в том, что его работы, изображающие женское тело, символизируют подчинение и унижение (сложно возразить, учитывая то, как складывались отношения художника со всеми его женщинами). Здесь же обезличивание и обесценивание достигает апогея: по мнению критиков, рот героини картины больше похож на половой орган, увенчанный хищными зубами. Резкий контраст между красным и зеленым цветами и подчеркнуто спокойное море за окном только усиливают ощущение напряжения, наполняющего комнату.

Считается, что негативное влияние на творчество Пикассо оказал разрыв с Ольгой и роман с 17-летней Мари-Терез Вальтер. Но не стоит забывать и о том, что на момент написания картины художнику исполнилось 48 лет, и вряд ли его обошли стороной присущие этому возрасту кризисы.

Автор: Евгения Сидельникова
Комментарии