войти
опубликовать

Николай
Асинкритович Тусов

Россия • 1887−1963

Выпускник Пензенского художественного училища, а затем Петербургской академии художеств Николай Асинкритович Тусов (1887-1963 гг.) в своем творчестве следовал традиции русского реалистического искусства. Он был автором живописных портретов Батюшкова, Пушкина, Гоголя, Чехова. С большой теплотой художник изображал быт народов Севера, а затем природу Подмосковья.

Поселившись в Новочеркасске, он стал сподвижником И.И. Крылова. Писал донские пейзажи, обучал студентов Донского политехнического института (позже Новочеркасского индустриального института) черчению и рисованию (был доцентом кафедры черчения), вел занятия в организованной Крыловым художественной студии. После смерти Ивана Ивановича был ее руководителем. Позже преподавал в Новочеркасском суворовском училище и Ростовском инженерно-строительном институте. Как художник работал мало.

В 1963 году по инициативе Н.В. Овечкина на городской выставке экспонировалось большое количество живописных и графических работ Тусова. Несколько его произведений хранится в фондах Музея истории донского казачества, а карандашный портрет атамана М.И. Платова находится в экспозиции зала № 4.

5 мая городская газета «Знамя коммуны» напечатала заметку Б.Плевакина «Портрет из домашнего альбома». Текст сопровождался плохо различимой репродукцией тусовского рисунка. В июле того же года сокращенный вариант заметки под заголовком «Малоизвестный портрет Серафимовича» с приличной репродукцией был опубликован в центральном еженедельнике «Литературная Россия».

Об этом портрете Плевакин написал еще раз в 1988 году в областной газете «Молот». Его публикации возродили уже почти забытое имя хорошего художника и человека. Были и отклики читателей. Вот что написала жительница Сальска Елена Ивановна Морозова:

«В предвоенные годы, еще совсем юной, я крепко дружила с его (Тусова. - В.Р.) дочерью Викой. Жили они в небольшой квартирке, буквально завешанной и заставленной картинами, написанными хозяином. ...Многое стерлось в памяти, но ясно помню его внешность, запомнились его руки с розоватой кожей и не донской говорок. (Родился-то в Вологде. - В.Р.).

Это был удивительно добрый, сердечный человек, легко ранимый и не очень обласканный судьбой (так я в ту пору понимала)».

После смерти мастера все его художественное наследие ушло в вологодский музей.

(Из статьи Владимира Репникова "Был такой художник", Городской информационный портал г. Новочеркасска)

Перейти к биографии