войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Платон
Семенович Тюрин

Россия • 1816−1882

Биография и информация

Родился в селе Архангельском Вологодского уезда Вологодской губернии (сейчас Сокольский район) в семье крепостного крестьянина. Окончил Петербургскую Академию живописи. В 1857 г. художнику присвоено звание академика живописи. Портретист и иконописец. Работал над росписью церкви Михаила Архангела в с. Архангельском и других соборах. Автор портретов дворян Зубовых. Многие живописные работы художника выставлены в Русском музее Санкт-Петербурга, в картинных галереях Вологды и других городов. Последний период жизни Патон Тюрин провел на вологодской земле, где и похоронен.

(7.11.1816, с. Архангельское, Бохтюгская волость (ныне – Сокольский р-н) – 6.08.1882, г.Вологда)

В юбилейном справочнике Академии художеств, составленном С.Н.Кондаковым (1915), числится имя нашего земляка Платона Семеновича Тюрина как живописца, удостоенного звания академика.

Платон Тюрин родился 7 ноября (по старому стилю) 1816 г. в селе Архангельском Бохтюгской волости Вологодского уезда (ныне Сокольский район Вологодской области) в семье крепостного крестьянина Семена Андреевича Тюрина.

Получив в 1843 г. вольную от помещика А.А.Холмова, он уезжает в Петербург и в 1845 уже числится учеником Академии художеств, принятым туда как вольноотпущенный. Из документов Академии известно, что в 1850 г. совет Академии выдает Тюрину аттестат с присвоением ему звания свободного художника по исторической и портретной живописи.

В последующие годы (1850–1860-е) молодой художник принимает участие в академических выставках, где предстает перед публикой как портретист. Положительно оценив успехи Тюрина в этом жанре, совет Академии художеств выдает ему в 1857 г. диплом академика портретной живописи и утверждает в звании титулярного советника.

С начала 1860-х гг. жизнь и творчество Платона Тюрина – первого на Вологодчине мастера, получившего столичное профессиональное образование и ставшего академиком, – связаны с Вологдой. Он получает заказы на портреты от местных помещиков Межаковых, Брянчаниновых, Зубовых, пишет именитых горожан и священнослужителей, с ним заключают договоры на росписи церквей. Бывшая госпожа художника – В.Н.Холмова – в 1862 г. приглашает его для росписи Никольской церкви в своем родовом имении на Святой Горе Грязовецкого уезда. Он работает в Вознесенском храме Спасо-Суморина монастыря (Тотьма), расписывает церковь Михаила Архангела в своем родном селе. Тюрин получает множество заказов на выполнение икон для храмов Вологды и других городов губернии. В 1865 г. Платон Семенович женится на крестьянке села Архангельское Агнии Карабановой.

Успешная деятельность П.С.Тюрина как монументалиста была замечена: в 1876–1877 гг. он участвует в росписи храма Христа Спасителя в Москве. Для этого храма Тюриным были выполнены тридцать четыре иконы. Его упоминают наряду с прославленными художниками второй половины XIX в.: В.И.Суриковым, В.Е.Маковским, И.М.Прянишниковым, Б.П.Виллевальде и другими. Как отмечается в отчетах Академии, он написал поясной портрет императора Александра II, заказанный Вологодским общественным банком, образ Николая Чудотворца и многофигурную икону.

«Надо полагать, – пишет М.Е.Даен, которой удалось раскрыть многие неизвестные страницы его биографии и атрибутировать произведения, – что напряженная физическая работа над росписями церквей подорвала вконец здоровье Тюрина. После 1877 г. имя его в отчетах Академии уже не упоминается. Очевидно, последние пять лет своей жизни он тяжело болел. 6 августа 1882 г. он умер от чахотки и был погребен на Горбачевском кладбище в Вологде».

Творческий путь П.С.Тюрина продолжался чуть более сорока лет. Он поступил в Академию в довольно зрелом возрасте – двадцати восьми лет, закончил ее в тридцать четыре года, а звания академика удостоен, когда ему было уже за сорок. Возможно, он получил первоначальные навыки в живописи у кого-то из местных художников. К началу 1840-х гг. относят исследователи одно из ранних полотен Тюрина «Дети помещика А.П.Межакова », а также портрет супружеской четы А.П. и Ю.Ф.Межаковых (ВГИАХМЗ). Это большое парадное полотно украшало когда-то интерьер усадьбы Никольское и соседствовало с блестящей по живописи картиной английского портретиста Джорджа Доу, изобразившего родителей тогдашнего владельца усадьбы. Благосклонным отношением к молодому художнику можно объяснить то, что он нередко получал заказы на портреты и от дворян соседних имений. К этому времени относят исследователи романтичный портрет С.А.Зубова (ВОКГ), которого автор изобразил с ружьем и охотничьей собакой на фоне природы.

Будучи учеником Академии художеств и живя в Петербурге, Платон Семенович не оставляет занятия портретным искусством, получая заказы от покровителей. Теплыми чувствами пронизан «Портрет дочерей художника И.К.Зайцева» (ГРМ), датированный 1847 г. С отцом изображенных девочек Тюрина связывали теплые дружеские отношения и общность судеб. Иван Кондратьевич до окончания художественного училища в Арзамасе тоже был крепостным. Уезжая в Полтаву для преподавательской деятельности, он увозит с собой и этот портрет. Профессионализм Тюрина как художника совершенствуется, и в «Автопортрете» 1857 г. (ГРМ), за который получил высокое академическое звание, он предстает уже сформировавшимся мастером. Изобразив себя в мастерской в момент творческого раздумья, живописец не боится подчеркнуть свой усталый взгляд, чуть воспаленные веки и аскетическую впалость щек, выражая те реалистические тенденции, что постепенно входят в русское искусство середины XIX в.

Картина творческого наследия Платона Тюрина была бы неполной без рассказа о его монументальных работах. Одной из первых крупных работ в этой области стала роспись плафона Екатерининской церкви при Академии художеств в 1857 г. Выполненная по эскизам знаменитого русского живописца В.К.Шебуева под руководством не менее именитого преподавателя Академии Ф.А.Бруни, она была хорошей школой для будущего монументалиста. Его росписи храмов и монастырских церквей в Вологодской губернии тяготели к традициям русского классицизма, характерным для храмовой живописи этого периода.

Усилиями вологодских искусствоведов имя «академика из народа» П.С.Тюрина возвращено в историю культуры нашего края. Найдено и исследовано большинство из его станковых произведений, находящихся в музейных коллекциях Москвы, Петербурга, Орла, Твери, Екатеринбурга, Вологды и Череповца. В Вологде прошли выставки, где экспонировались портреты, выполненные мастером. Принимаются меры для реставрации уникальных росписей храмов в селе Архангельском и в Спасо-Суморином монастыре.

Литература:

1.Мунин А.Н. Академик из народа // Художники-вологжане. – Вологда, 1959.

2.Даен М.Е. Вологодский художник П. С. Тюрин // Панорама искусств-6. – М., 1983.

3.Новые открытия. Ежегодник. 1984. – М., 1986.

4.Вологодский художник Платон Семенович Тюрин: 1816–1882 / Автор-составитель Вороно М. Н. – Вологда, 1986.

5.Даен М.Е. Вологодская история в портретах // Русская галерея. – Вып. 2. – М., 2001.

Источник: Л.Г.Соснина. Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет "Вологодская энциклопеция". -

Вологда: ВГПУ, издательство "Русь", 2005. - 568 с. - ISBN 5-87822-271-X

  • Творческие объединения
  • Учеба