Регистрация
Платон Семенович Тюрин
Платон Семенович Тюрин
Платон
 Семенович Тюрин
Россия 1816−1882
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился в селе Архангельском Вологодского уезда Вологодской губернии (сейчас Сокольский район) в семье крепостного крестьянина. Окончил Петербургскую Академию живописи. В 1857 г. художнику присвоено звание академика живописи. Портретист и иконописец. Работал над росписью церкви Михаила Архангела в с. Архангельском и других соборах. Автор портретов дворян Зубовых. Многие живописные работы художника выставлены в Русском музее Санкт-Петербурга, в картинных галереях Вологды и других городов. Последний период жизни Патон Тюрин провел на вологодской земле, где и похоронен.

(7.11.1816, с. Архангельское, Бохтюгская волость (ныне — Сокольский р-н) — 6.08.1882, г. Вологда)

В юбилейном справочнике Академии художеств, составленном С. Н. Кондаковым (1915), числится имя нашего земляка Платона Семеновича Тюрина как живописца, удостоенного звания академика.

Платон Тюрин родился 7 ноября (по старому стилю) 1816 г. в селе Архангельском Бохтюгской волости Вологодского уезда (ныне Сокольский район Вологодской области) в семье крепостного крестьянина Семена Андреевича Тюрина.

Получив в 1843 г. вольную от помещика А. А. Холмова, он уезжает в Петербург и в 1845 уже числится учеником Академии художеств, принятым туда как вольноотпущенный. Из документов Академии известно, что в 1850 г. совет Академии выдает Тюрину аттестат с присвоением ему звания свободного художника по исторической и портретной живописи.

В последующие годы (1850−1860-е) молодой художник принимает участие в академических выставках, где предстает перед публикой как портретист. Положительно оценив успехи Тюрина в этом жанре, совет Академии художеств выдает ему в 1857 г. диплом академика портретной живописи и утверждает в звании титулярного советника.

С начала 1860-х гг. жизнь и творчество Платона Тюрина — первого на Вологодчине мастера, получившего столичное профессиональное образование и ставшего академиком, — связаны с Вологдой. Он получает заказы на портреты от местных помещиков Межаковых, Брянчаниновых, Зубовых, пишет именитых горожан и священнослужителей, с ним заключают договоры на росписи церквей. Бывшая госпожа художника — В. Н. Холмова — в 1862 г. приглашает его для росписи Никольской церкви в своем родовом имении на Святой Горе Грязовецкого уезда. Он работает в Вознесенском храме Спасо-Суморина монастыря (Тотьма), расписывает церковь Михаила Архангела в своем родном селе. Тюрин получает множество заказов на выполнение икон для храмов Вологды и других городов губернии. В 1865 г. Платон Семенович женится на крестьянке села Архангельское Агнии Карабановой.

Успешная деятельность П. С. Тюрина как монументалиста была замечена: в 1876—1877 гг. он участвует в росписи храма Христа Спасителя в Москве. Для этого храма Тюриным были выполнены тридцать четыре иконы. Его упоминают наряду с прославленными художниками второй половины XIX в.: В. И. Суриковым, В. Е. Маковским, И. М. Прянишниковым, Б. П. Виллевальде и другими. Как отмечается в отчетах Академии, он написал поясной портрет императора Александра II, заказанный Вологодским общественным банком, образ Николая Чудотворца и многофигурную икону.

«Надо полагать, — пишет М. Е. Даен, которой удалось раскрыть многие неизвестные страницы его биографии и атрибутировать произведения, — что напряженная физическая работа над росписями церквей подорвала вконец здоровье Тюрина. После 1877 г. имя его в отчетах Академии уже не упоминается. Очевидно, последние пять лет своей жизни он тяжело болел. 6 августа 1882 г. он умер от чахотки и был погребен на Горбачевском кладбище в Вологде».

Творческий путь П. С. Тюрина продолжался чуть более сорока лет. Он поступил в Академию в довольно зрелом возрасте — двадцати восьми лет, закончил ее в тридцать четыре года, а звания академика удостоен, когда ему было уже за сорок. Возможно, он получил первоначальные навыки в живописи у кого-то из местных художников. К началу 1840-х гг. относят исследователи одно из ранних полотен Тюрина «Дети помещика А. П. Межакова «, а также портрет супружеской четы А.П. и Ю. Ф. Межаковых (ВГИАХМЗ). Это большое парадное полотно украшало когда-то интерьер усадьбы Никольское и соседствовало с блестящей по живописи картиной английского портретиста Джорджа Доу, изобразившего родителей тогдашнего владельца усадьбы. Благосклонным отношением к молодому художнику можно объяснить то, что он нередко получал заказы на портреты и от дворян соседних имений. К этому времени относят исследователи романтичный портрет С. А. Зубова (ВОКГ), которого автор изобразил с ружьем и охотничьей собакой на фоне природы.

Будучи учеником Академии художеств и живя в Петербурге, Платон Семенович не оставляет занятия портретным искусством, получая заказы от покровителей. Теплыми чувствами пронизан «Портрет дочерей художника И.К.Зайцева» (ГРМ), датированный 1847 г. С отцом изображенных девочек Тюрина связывали теплые дружеские отношения и общность судеб. Иван Кондратьевич до окончания художественного училища в Арзамасе тоже был крепостным. Уезжая в Полтаву для преподавательской деятельности, он увозит с собой и этот портрет. Профессионализм Тюрина как художника совершенствуется, и в «Автопортрете» 1857 г. (ГРМ), за который получил высокое академическое звание, он предстает уже сформировавшимся мастером. Изобразив себя в мастерской в момент творческого раздумья, живописец не боится подчеркнуть свой усталый взгляд, чуть воспаленные веки и аскетическую впалость щек, выражая те реалистические тенденции, что постепенно входят в русское искусство середины XIX в.

Картина творческого наследия Платона Тюрина была бы неполной без рассказа о его монументальных работах. Одной из первых крупных работ в этой области стала роспись плафона Екатерининской церкви при Академии художеств в 1857 г. Выполненная по эскизам знаменитого русского живописца В. К. Шебуева под руководством не менее именитого преподавателя Академии Ф. А. Бруни, она была хорошей школой для будущего монументалиста. Его росписи храмов и монастырских церквей в Вологодской губернии тяготели к традициям русского классицизма, характерным для храмовой живописи этого периода.

Усилиями вологодских искусствоведов имя «академика из народа» П. С. Тюрина возвращено в историю культуры нашего края. Найдено и исследовано большинство из его станковых произведений, находящихся в музейных коллекциях Москвы, Петербурга, Орла, Твери, Екатеринбурга, Вологды и Череповца. В Вологде прошли выставки, где экспонировались портреты, выполненные мастером. Принимаются меры для реставрации уникальных росписей храмов в селе Архангельском и в Спасо-Суморином монастыре.

Литература:

1.Мунин А. Н. Академик из народа // Художники-вологжане. — Вологда, 1959.

2.Даен М. Е. Вологодский художник П. С. Тюрин // Панорама искусств-6. — М., 1983.

3.Новые открытия. Ежегодник. 1984. — М., 1986.

4.Вологодский художник Платон Семенович Тюрин: 1816−1882 / Автор-составитель Вороно М. Н. — Вологда, 1986.

5.Даен М. Е. Вологодская история в портретах // Русская галерея. — Вып. 2. — М., 2001.

Источник: Л. Г. Соснина. Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет «Вологодская энциклопеция». — 

Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. — 568 с. — ISBN 5−87822−271-X

Читать дальше

HELP