(3.11.1930, пос. Кузьминки, Ухтомский р-н, Московская обл. — 22.06.1998, г. Вологда)
Художник декоративно-прикладного искусства. Участница Всероссийских художественных выставок, ее произведения были представлены на Всемирных выставках в Брюсселе (1958), Монреале (1967), Осаке (1970). С 1973 г. возглавляла творческую лабораторию кружевного объединения «Снежинка». Лауреат Государственной премии РСФСР имени
Для многих талантливых людей Вологодская земля стала второй родиной, тем местом, где проявились и утвердились они как творческие личности. Одной из них была и Виктория Ельфина. Она родилась 3 ноября 1930 г. в поселке Кузьминки Ухтомского района Московской области. Закончила Московское художественно-промышленное училище имени
Спустя десятилетия Виктория Николаевна уже не мыслила своей жизни без Вологды и кружевного промысла, да и вологодское кружево с конца 1950-х до 1990-х гг. нельзя представить без работ этого мастера. Не случайно одно из уникальных ее произведений — скатерть «Снежинка», выплетенная по эскизам автора в 1959 г., стала визитной карточкой всего промысла, а вологодское объединение кружевниц с 1968 г. носит название «Снежинка». Само название обусловило форму и набор декоративных элементов этого произведения. Четыре месяца шла работа над сколками,
В течение двадцати лет (с 1953)
Так, излюбленный в кружеве цветочный узор постепенно из чисто орнаментального элемента переходит в главный элемент сюжета уникальных выставочных произведений Ельфиной. К таким можно отнести панно «Весна», скатерти «Вьюнок» и «Цветение», выполненные по ее эскизам в 1970-е гг. Но одним из лучших воплощений темы природы и ее вечного обновления можно считать панно «Поющее дерево» (1978). В прямоугольную вертикальную композицию вписано большое цветущее дерево с сильным стройным стволом. Его симметричные разного рисунка ветви украшены причудливыми цветами-розетками. На каждой ветке сидит птица, причем ни одна из них не повторяет по форме и пластике другую. Чувство радости, впечатление полнокровного, даже несколько преувеличенного роста и цветения создается обилием цветочных форм. И в то же время крупные элементы орнамента прекрасно читаются на сложном, фактурно разработанном фоне. Очарование этого сказочного и поэтического произведения было отмечено сразу.
Для вологодского промысла 1960−1970-х гг., как, впрочем, и для всего отечественного кружева этого времени, характерно появление тем, связанных с народными праздниками, обычаями, фольклором и образами, заимствованными из других видов народного прикладного искусства. Эти черты прослеживаются в таких работах художницы, как панно «Весна», скатерть «Чаепитие», где введение цветной нити вызывает в памяти зрителя мотивы народной вышивки.
Ельфина много экспериментировала с цветом в кружевах, разрабатывала новые узоры фонов и орнамента. Среди множества исполненных ею бытовых изделий (дорожек, воротничков) не найти двух одинаковых. Они различны и по форме, и по мотиву, и по способу плетения. Глядя на ее работы, чувствуешь, что художница знала приемы и брюссельского, и венецианского кружевоплетения, но превыше всего ценила отечественные традиции.
Поистине грандиозной работой творческого коллектива вологодских кружевниц под руководством
В 1968 г.
После смерти мастера (Виктория Николаевна умерла в 1998 г. в Вологде) ее произведения постоянно участвуют в крупнейших выставках декоративно-прикладного искусства как у нас в стране, так и за рубежом. Заслуга
Литература:
Фалеева
Воронова
Виктория Ельфина. Вологодское кружево. Каталог. — М., 1990.
Искусство земли Вологодской
Вороно М. Осмысление традиций // Художник. — 1991. — № 11. — С. 36−39.