• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Виктория Николаевна Ельфина-Пантелеева
Россия 1930−1998
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

(3.11.1930, пос. Кузьминки, Ухтомский р-н, Московская обл. — 22.06.1998, г. Вологда)

Художник декоративно-прикладного искусства. Участница Всероссийских художественных выставок, ее произведения были представлены на Всемирных выставках в Брюсселе (1958), Монреале (1967), Осаке (1970). С 1973 г. возглавляла творческую лабораторию кружевного объединения «Снежинка». Лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1968), заслуженный художник РСФСР (1975).

Для многих талантливых людей Вологодская земля стала второй родиной, тем местом, где проявились и утвердились они как творческие личности. Одной из них была и Виктория Ельфина. Она родилась 3 ноября 1930 г. в поселке Кузьминки Ухтомского района Московской области. Закончила Московское художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина (1947−1952) и, получив диплом «художника по кружеву», по распределению приехала в село Новленское Кубеноозерского района Вологодской области. С этого времени начинается ее творческий путь, связанный со всемирно известным вологодским кружевом.

Спустя десятилетия Виктория Николаевна уже не мыслила своей жизни без Вологды и кружевного промысла, да и вологодское кружево с конца 1950-х до 1990-х гг. нельзя представить без работ этого мастера. Не случайно одно из уникальных ее произведений — скатерть «Снежинка», выплетенная по эскизам автора в 1959 г., стала визитной карточкой всего промысла, а вологодское объединение кружевниц с 1968 г. носит название «Снежинка». Само название обусловило форму и набор декоративных элементов этого произведения. Четыре месяца шла работа над сколками, т. е. разметкой будущего изделия. Еще два месяца двадцать пять кружевниц выплетали отдельные элементы скатерти, которые сама Виктория Николаевна почти столько же времени сводила в единое целое.

В течение двадцати лет (с 1953) В. Н. Ельфина работала художником в Вологодском кружевном объединении, а в 1973 г. возглавила его творческую лабораторию. За эти годы ею создано более шестисот работ, среди которых мерные кружева, элементы женской одежды и изделия для домашнего обихода (воротнички, косынки, скатерти), декоративные панно и уникальные выставочные экспонаты. «Дарование Ельфиной — смелое, — пишет исследователь русского плетеного кружева В. А. Фалеева, — ей свойственны размах и сила, которые проявляются даже в небольших изделиях. Творческая активность художницы просто удивительна». Наверное, самой яркой и основной чертой ее почерка было соединение классических традиций вологодского кружева с новыми формами, отражающими новое время.

Так, излюбленный в кружеве цветочный узор постепенно из чисто орнаментального элемента переходит в главный элемент сюжета уникальных выставочных произведений Ельфиной. К таким можно отнести панно «Весна», скатерти «Вьюнок» и «Цветение», выполненные по ее эскизам в 1970-е гг. Но одним из лучших воплощений темы природы и ее вечного обновления можно считать панно «Поющее дерево» (1978). В прямоугольную вертикальную композицию вписано большое цветущее дерево с сильным стройным стволом. Его симметричные разного рисунка ветви украшены причудливыми цветами-розетками. На каждой ветке сидит птица, причем ни одна из них не повторяет по форме и пластике другую. Чувство радости, впечатление полнокровного, даже несколько преувеличенного роста и цветения создается обилием цветочных форм. И в то же время крупные элементы орнамента прекрасно читаются на сложном, фактурно разработанном фоне. Очарование этого сказочного и поэтического произведения было отмечено сразу.

Для вологодского промысла 1960−1970-х гг., как, впрочем, и для всего отечественного кружева этого времени, характерно появление тем, связанных с народными праздниками, обычаями, фольклором и образами, заимствованными из других видов народного прикладного искусства. Эти черты прослеживаются в таких работах художницы, как панно «Весна», скатерть «Чаепитие», где введение цветной нити вызывает в памяти зрителя мотивы народной вышивки.

Ельфина много экспериментировала с цветом в кружевах, разрабатывала новые узоры фонов и орнамента. Среди множества исполненных ею бытовых изделий (дорожек, воротничков) не найти двух одинаковых. Они различны и по форме, и по мотиву, и по способу плетения. Глядя на ее работы, чувствуешь, что художница знала приемы и брюссельского, и венецианского кружевоплетения, но превыше всего ценила отечественные традиции.

Поистине грандиозной работой творческого коллектива вологодских кружевниц под руководством В. Н. Ельфиной стало панно «Россия» (1977). Оно выполнено в соавторстве с В. Д. Веселовой, Г. Н. Мамровской и А. Н. Ракчеевой. Его размеры — 5×3 метра — огромны для кружевного изделия. При такой величине потребовался и особый материал. Оно сплетено из нити маккей, эластичной, слегка блестящей и очень прочной. Россию олицетворяет стилизованная монументальная женская фигура в сарафане, расположенная строго по центру композиции. В ней все условно: гордо поднятая голова — розетка цветка; руки — изогнутые цветущие ветки. В цветочный орнамент органично вплетена государственная символика, ведь и сама женская фигура — символ, да и остальные детали композиции работают на объяснение замысла кружевниц. Панно «Россия» встречало посетителей выставки народного искусства на ВДНХ, оно украшало и юбилейную выставку произведений Виктории Николаевны в Вологде, которая проходила в залах областной картинной галереи в 1990 г.

В 1968 г. В. Н. Ельфина стала лауреатом Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, а в 1975 г. за высокие творческие достижения получила звание заслуженного художника РСФСР.

После смерти мастера (Виктория Николаевна умерла в 1998 г. в Вологде) ее произведения постоянно участвуют в крупнейших выставках декоративно-прикладного искусства как у нас в стране, так и за рубежом. Заслуга В. Н. Ельфиной и в том, что она смогла собрать и сплотить возле себя прекрасный коллектив единомышленников и высоких профессионалов. Им было суждено продолжить дело, начатое поколением новаторов и исследователей, к которому принадлежала Виктория Ельфина.

Литература:

Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. — Л., 1983. — С. 268−284, 300.

Воронова О. П. Художники Вологды. — Л., 1979. — С. 148−150.

Виктория Ельфина. Вологодское кружево. Каталог. — М., 1990.

Искусство земли Вологодской XIII—XX веков. Каталог выставки. — М., 1990. — С. 53−54, 228, 232.

Вороно М. Осмысление традиций // Художник. — 1991. — № 11. — С. 36−39.

Читать дальше