войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Константин
Аристархович Большаков

Россия • 1895−1938

Сын аптекаря; еще гимназистом напечатал книгу стихов; в студенческие годы (учился на юридическом факультете Московского университета) подружился с художниками Н. Гончаровой и М. Ларионовым, и они оформили его второй сборник — «Le futur» (1913). Книга была конфискована именно из-за оформления, которое цензура сочла непристойным, а сам Большаков увлекся в то время живописью в духе созданного его друзьями направления — «лучизма» и сам себя называл поэтом-лучистом.

Следующая книга называлась — «Солнце в перчатке», она продолжала эстетику жизнерадостного урбанизма эгофутуристов и предваряла опыты имажинистов; подобные стихи позднейшие исследователи окрестили «футуристическим дендизмом».

Большаков попеременно примыкал к различным футуристическим кружкам (некоторые сюжеты юношеской биографии описаны им в романе «Маршал сто пятого дня», 1936), но везде удерживался от крайностей, сочетая словотворчество «гилейцев» с изящными манерами эгофутуристов.

Осенью 1914, «когда война не всколыхнула литературного болота», Большаков бросил университет и поступил в военное училище и с 1915 оказался в действующей армии. В итоговую книгу 1916 «Солнце на излете» частично вошли и произведения его первых сборников. Близость к Маяковскому особенно ощутима в мрачной антивоенной «Поэме событий» (1916), вышедшей в свет в изуродованном цензурой виде.

С 1918 года воевал в Красной Армии, в конце войны стал военным комендантом Севастополя. В советские годы целиком перешел на прозу. Стал жертвой сталинских репрессий.

Перейти к биографии