войти
опубликовать

Сергей
Иванович Шаршун

Россия • 1888−1975

Биография и информация

С 1912 жил в Париже, участник литературных объединений "Палата поэтов" (1920-1921), "Гатарапак" (1921-1922), "Через" (1923-1924), "Кочевье" (1928-1934), "Круг" (1935-1939).

В 1905 Шаршун поступил в Казанское художественное училище, где, по собственному признанию, открыл для себя живопись как «область восторга». В 1909 переехал в Москву, познакомился с новейшими течениями живописи — французским фовизмом, немецким экспрессионизмом — и стал их последователем. Некоторое время учился в московской мастерской И. И. Машкова, под влиянием которого написал свои ранние картины («Ню» 1912). Уехав из России в 1911, художник обосновался в Париже, на Монпарнасе, посещал академии Марии Васильевой и La Palette. Знакомство с Ле Фоконье привело художника к французскому кубизму, в котором его творческим устремлениям импонировала строгая система анализа объемов, четкость форм и глубокий пантеизм символического толка. С началом Первой мировой войны Шаршун переехал в Барселону — центр европейского авангардного искусства в 1914–1917. По возвращении в 1919 в Париж Шаршун познакомился с Ф. Пикабиа, Т. Тцара и А. Бретоном и, став апологетом дадаизма, активно участвовал в групповых акциях дадаистов. Под влиянием Озанфана Шаршун увлекся еще и пуризмом, писал натюрморты в духе Моранди, в своих «игровых» «Эластичных пейзажах» вступил в своеобразную перекличку с Пикабиа. В 1922-1923 художник переехал в Берлин, где начал издавать собственный журнал «Перевоз-дада», который с интервалами и под разными названиями выходил вплоть до 1973. Шаршун проявил себя не только как художник, но и как публицист, поэт, писатель; он выпускал самиздатовские листовки-композиции с серийными названиями: «Перевоз», «Памятник», «Клапан», «Вьюшка». «Орнаментальный импрессионизм», или, по-другому, «декоративный импрессионизм», помог Шаршуну сохранить определенную связь и с российской визуальной традицией, с национальным пониманием орнаментики. Он возвел Шаршуна на интернациональный уровень. В 1943 начался достаточно спокойный и очень плодотворный период в творчестве художника. С помощью коллекционера Р. Дютийеля Шаршун арендовал мастерскую и работал в ней вплоть до 1960. Затем художник познакомился с Р. Крезом, который в течение двадцати лет выставлял и продавал картины Шаршуна в своей галерее. Последние двадцать лет основными темами Шаршуна были музыка и вода. По его словам, «музыка течет слева направо, будто читаешь книгу или как течет река, когда смотришь на неё с правого берега». Используя эти мотивы, художник создал «Морской цикл», серии «Дань музыке», «Музыкальные композиции».