Регистрация
#неделя японского искусства
  Японское искусство: тематическая неделя в Артхиве
Владимир Кузьмич Турбасов
Россия 1895−1986
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился в Пскове. Его родители были выходцами из крестьянской среды: родиной матери была деревня Большое Загорье, дед служил у помещика кучером и был крепостным.

Призвание художника определилось уже в юные годы, когда мальчик начал самостоятельно рисовать портреты домочадцев и копировать иконы. Первые профессиональные навыки были получены от художника П.М. Ко­ренева, выпускника Академии художеств, который вел занятия в Городских рисовально-технических классах, размещавшихся в Поганкиных палатах, где был единственным педагогом. Об успешном окончании классов свидетельствует уверенно сделанный с натуры «Портрет ямщика» (1912 г.), хранящийся ныне, как и многие другие работы «псковского» периода, в собрании Псковского музея-заповедника.

В 1913 г. юноша был принят в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петрограде, где преподавали замечательные русские художники Н. К. Рерих, А. А. Рылов, И. Я. Билибин. Сохранившиеся рисунки 1914 г. не принадлежат к числу учебных работ. Сделанные во время каникул, для себя, они рождены впечатлениями о жизни родной провинции. Несмотря на набросочность, этюдно намеченные позы, повороты фигур, неясно обозначен­ные лица, в каждом рисунке просматривается живой человеческий характер: вот напряженно дремлет мальчик на побегушках, готовый в любую минуту вскочить на окрик хозяина («Половой мальчик в трактире»); вот две задушевные подруги, мечтающие за книгой («За чтением»); вот до болезненности застенчивая девочка-подросток («Портрет девочки-крестьян­ки»)… В числе лучших рисунков этого времени — «Сестры спят», в смелой диагональной композиции которого удачно использована как чистая линия угольного карандаша, так и растушевка его в тенях. Две спящие круглолицые, курносые девушки полны покоя, душевного и телесного здоровья.

К тому периоду относятся пейзажи в технике масляной живописи, написанные в окрестностях Пскова во время летних каникул 1914 года: «Солнечный день», «Лучи солнца», «Погост Любятово». Сделанные быстро, почти бегло, они тем не менее точно передают состояние природы.

По окончании школы Общества поощрения художеств Турбасова призвали в армию. Октябрьскую революцию и гражданскую войну он встретил на фронте, не расставаясь с карандашом и в солдатских окопах, о чем свидетельствуют сохранившиеся рисунки. В их числе «Портрет солдата» и «Портрет крестьянки», запечатлевшие полные достоинства образы простых русских людей.

Полнокровная творческая деятельность Турбасова началась с 1919 г., по возвращении в родной Псков. Жизнь тихого провинциального городка в те годы заметно оживилась. Вокруг художественно-промышленной школы и Псковского музея собрались любители искусства, творческая молодежь, увлеченная идеей создания новой культуры. Турбасов включился в развернутую в этой среде выставочную деятельность. В 1920 г. вместе с другими псковичами он участвует в «Выставке картин русских художников», где экспонировались работы известных мастеров — Б. Григорьева, А. Бенуа, К. Сомова, М. Шагала. Из нескольких показанных на этой выставке работ Турбасова сохранилась одна: «Девушка под вуалью». По свидетельству автора, она была сделана в 1919 г. в псковском драмтеатре, где он работал художником. Легкая вуаль на лице случайно заглянувшей в «декорационный сарай» девушки придавала ее женственности особую привлекательность и загадочность. Турбасов тут же попросил незнакомку немного попозировать и, взяв широкую кисть, быстро, в один цвет, сделал с натуры ее портрет.

Одухотворенностью образов выделяются сделанные в том же 1919 г. итальянским карандашом на желтом и розоватом картоне «Портрет художника Дайбера» и «Портрет неизвестной». Тонкая сетка пересекающихся линий окутывает лица воздушной дымкой, заглубляет их в пространство листа, наполняя особой человеческой теплотой.

Работу над камерным лирическим портретом Турбасов продолжал и в последующие годы. Композиция и колористическое решение каждого из них продиктованы особенностями натуры. Неординарная внешность модели, часто привлекавшая художника, воспринималась им как отражение столь же своеобразного характера. Примером тому являются выполненные в 1820-х годах и запечатлевшие псковичей «Портрет учительницы Н.А. Карзовой» и «Портрет пианистки Пеккер», «Портрет Богушевской» и др.

В псковский период жизни, продолжавшийся до 1929 г., творчески активная натура Турбасова раскрылась в различных аспектах. Работая художником-декоратором в Народном доме им. Пушкина, он занимался рекламой, изготовлением и реставрацией театральной бутафории, а также оформлением спектаклей, которых на его счету было более десятка.

Другая сфера его творчества — агитационно-массовое искусство. Он изготовил и расписал знамя Псковской караульной роты (1920 г.), создал для различных учреждений города (и более всего для Дома Красной Армии) множество панно, стендов, плакатов агитационного содержания. Идею одного из таких произведений, «Социалистическим соревнованием ускорим строительство социализма», сам художник объяснял следующим образом: «Так называемые „колеса“ есть не что иное, как стилизованные манометры… Каждый из трех рабочих, нажимая на их рычаги, дает энергию движения заводам…»

С 1929 г. Турбасов жил в Ленинграде. Здесь он вступил в Ассоциацию художников революционной России, а затем — в Союз художников, участвовал во многих выставках. Однако город своей юности никогда не забывал. Не случайно его персональная выставка, подводящая итог долгой жизни в искусстве, состоялась сначала в Пскове (1977 г.), и лишь позднее, в год 90-летия художника — в Ленинграде (1985 г.). Лучшие же из его работ — а таковыми оказались пейзажи, портреты и агитационные эскизы псковского периода — нашли свое место в собраниях двух музеев: Псковского му­зея-заповедника и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

(автор статьи — Н. Салтан, «Стерх» 2001 г.)

Читать дальше

HELP