войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Джон
Кром

Биография и информация

Один из ведущих мастеров нориджской школы. Его искусство представляет собой переходное звено между пейзажем XVIII в. и эпохи романтизма. Сын бродячего ткача. Первоначально обучался как художник вывесок и расписных карет. Занимался самообразованием, копировал Гейнсборо и малых голландцев. Его кумиром был Хоббема. Возможно, был знаком с произведениями Рембрандта. Большое влияние на Крома оказали также акварели Уилсона. Творчески развивался медленно. Ок. 1797 начал зарабатывать на жизнь в качестве учителя рисования. Стоял у истоков Нориджского общества художников (1803), президентом которого и стал в 1808. Выставлялся в своем городе и эпизодически в Лондоне. Единственный раз покинул пределы Англии в 1814, когда побывал в Париже, где видел шедевры, вывезенные Наполеоном из завоеванных стран.

Кром сыграл видную роль в развитии нориджской школы, главным представителем которой он был. Подмастерье у некоего учителя живописи, он учился, копируя работы голландских и английских пейзажистов в местных собраниях. В 1792 Кром становится преподавателем рисунка в одной семье и сопровождает своего воспитанника во время многочисленных путешествий по Англии. В 1803 он становится соучредителем Нориджского Общества художников, а в 1808 - его президентом. В 1814 Кром едет в Париж, чтобы посмотреть музей Наполеона. Художественное развитие Крома проходило медленно и сильно зависело от его предшественников. Влияние английских мастеров Уилсона и Гейнсборо, кажется, преобладает в его первых работах ("Сланцевые карьеры", ок. 1802-1805, Лондон, гал. Тейт); другие произведения ("Печь для обжига извести", ок. 1805, частное собрание) отмечены голландским влиянием. В своих пейзажах родного Норфолка он стремится найти свет, характерный для картин Хоббемы и Рёйсдала ("Марлингфордский лес", 1815, ПортСанлайт, гал. Леди Ливер;"Порт Ярмута", до 1812, Лондон, гал. Тейт). К концу жизни Кром достигает уже индивидуального мастерства в изображении свето-воздушной среды ("Поринглендский дуб", ок. 1818-1820, там же). Творчество Крома не было одинаково равноценным, но его лучшие произведения отличаются высочайшим мастерством. Его работы хорошо представлены в Лондоне (Нац. гал., гал. Тейт, музей Виктории и Альберта - "Затененная дорога") и в музее в Норидже ("Бульвар итальянцев в Париже", 1814).