войти
опубликовать

Пьер
Дюмустье

Франция • 1540−1600

Один из наиболее одаренных мастеров французского карандашного портрета второй половины XVI — начала XVII в. Ему приписывается около 65 портретных работ. Как и его брат Этьенн, учился у своего отца Жоффруа Дюмустье, в 1583—1584 был художником и камердинером короля Генриха III, а с 1586 — художником королевы-матери Екатерины Медичи.

Ок. 1569/1570 вместе с братом Этьенном был направлен Екатериной Медичи в Вену, ко двору императора Максимилиана II, не только как художник, но и с важной дипломатической миссией.

Испытал влияние Франсуа Клуэ и мастеров школы Фонтенбло. С его творчеством связан новый этап в развитии французского портрета. Художник стремится не только похоже воспроизвести внешний облик модели, ее характер, но и запечатлеть психологическое состояние человека. В Портрете брата (1569, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) Этьенн представлен погруженным в раздумье, перед нами сложный, многогранный характер. Пьер Дюмустье делает попытки передать изменчивость внутреннего мира, жизнь души, создает обаятельный и глубокий образ молодого человека своего времени. Сохранился другой Портрет Этьенна (ок. 1570, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), на котором он представлен озабоченным, словно опечаленным — здесь можно говорить о создании лирического образа.

Работы Пьера Дюмустье поражают разнообразием запечатленных характеров, душевных состояний, отношения к жизни: настороженность сквозит во взгляде герцога Алансонского (ок. 1572, Париж, Нац. библиотека); недоверчивость, скрытность, коварство угадываются в лице герцогини де Жуайез (ок. 1576, Лондон, Британский музей); сильный деятельный характер раскрыт в облике начальника испанского гарнизона в Париже (ок. 1593, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Сложный, исполненный противоречий образ человека предстает на Портрете неизвестного (ок. 1570, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Собрание Эрмитажа обладает прекрасной коллекцией французских карандашных портретов.

Перейти к биографии