Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей
Сергей Дмитриевич Меркуров
Сергей Дмитриевич Меркуров
Сергей
 Дмитриевич Меркуров
Россия 1881−1952
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Нар. худ. СССР (1943), академик АХ СССР (1947). Член ВКП (б) с 1945. Учился в мюнхенской АХ (1902−05). С 1906 жил в Париже, с 1909 — в Москве. С 1929 член АХРР. В 1944−50 директор Музея изобр. искусств им. Пушкина. Скульптор-монументалист, автор памятников Ф. Достоевскому (1911−13) и К. Тимирязеву (1922−23) в Москве, Ф. Дзержинскому в Сталинграде (1932) горельефа «Расстрел 26-ти бакинских комиссаров» в Баку (1924−46), скульптурной группы «Смерть вождя» (1927−47), многочисленных статуй и памятников Ленину (в т.ч. в Кремлевском дворце, 1939) и Сталину (в т.ч. на ВСХВ, 1939) и др. работ. Снимал посмертные маски многих гос. и парт. деятелей, деятелей культуры и науки. Лауреат Ст. пр. (1941, 1951).

Родился в Александрополе (ныне Гюмри, Армения) 26 октября (7 ноября) 1881 в семье предпринимателя. Учился в Киевском политехническом институте (1901−1902), затем на философском факультете Цюрихского университета, одновременно постигая искусство ваяния в мастерской скульптора А. Мейера; позже занимался в мюнхенской Академии художеств (1902−1905). Работал в Париже; испытал большое влияние искусства символизма, а также скульптурной архаики (Месопотамия, Древний Египет). Вернувшись в Россию (1909), жил в Москве. Был членом АХРР (см. АХРР).

В своей зрелой манере придерживался своего рода «академического» модерна, не пускаясь в рискованные эксперименты, но сохранив характерные черты этого стиля: культ «вечных тем», в особенности темы смерти, драматический контраст фигуры и материала (каменного блока). Предполагая стать философом, Меркуров и в ранние образы вносил мотив тяжкой, мучительной думы (статуя Ф. М. Достоевского, 1911−1913, установлена как памятник в рамках плана «монументальной пропаганды» в 1918; фигура-олицетворение Мысли, 1913, ныне на могиле автора на Новодевичьем кладбище; оба памятника — гранит). Многократно снимал посмертные маски, в том числе со знаменитых писателей и политиков (Л.Н.Толстого, В. И. Ленина, А. Белого и других). Среди его постреволюционных работ широко известен величаво-суровый памятник К. А. Тимирязеву (1922−1923).

Однако наибольшую славу ему принесли монументы вождей, тоже величаво-суровые (траурная группа Смерть вождя, гранит, 1927, Центральный музей Ленина, Горки Ленинские; статуя Ленина, украшавшая зал заседаний Верховного Совета СССР до его перестройки, мрамор, 1939, Кремль; памятники Ленину в Волгограде, Магнитогорске, Ульяновске и целом ряде других городов). По эскизам Меркурова были созданы три самых крупных на территории СССР памятника И. В. Сталину; их обычно исполняли из кованой меди. Первый по величине — монумент в Ереване (высота 49 м вместе с постаментом; 1951), другие два возвышались на входе в Канал имени Москвы (1937) и на ВДНХ (1939). Грубая «ассиро-вавилонская» мощь этих образов (все они были демонтированы в период «оттепели») по-своему точно и откровенно выразила «сверхчеловечески"-жестокий дух сталинской эпохи, признававшей лишь одного Героя. За «Ленина» для Кремля и «Сталиных» для ВДНХ и Еревана скульптор был в 1941 и 1951 удостоен Сталинских премий.

Работы Меркулова предопределили стиль официального советского надгробия (гранитные бюсты-гермы Я. М. Свердлова, Ф. Э. Дзержинского, М. В. Фрунзе, М. И. Калинина, А. А. Жданова на Красной площади у Кремлевской стены, конец 1940-х — начало 1950-х годов).

Умер Меркуров в Москве. В 1953 вышли в свет его Записки скульптора. В родном городе мастера был открыт его музей (1984).

Читать дальше

HELP