войти
опубликовать

Исидор
Григорьевич Фрих-Хар

Россия • 1894−1978

Биография и информация

Засл. худ. РСФСР (1969). Худ. образования не получил, самоучка. Один из организаторов ОРС (1926). В 1930-ые исполнил ряд скульптурных композиций на Конаковском фаянсовом заводе (Калининская обл.). Станковая и монументальная жанровая скульптура – станковая композиция «Похороны товарища» (1927), мелкая пластика «Грузинский шашлычник» (1934), «Пушкин» (1937), скульптуры для ВСХВ «Стахановка хлопковых полей» и «Чабан» (обе 1937), декоративные скульптуры для фонтана "Мальчик с голубями" (1935), «Аквариум» (1956) и «Камерный» (1962) и др. работы.

Родился в Кутаиси 5 (17) апреля 1894 в семье мелкого предпринимателя. Мобилизованный в годы Первой мировой войны, был ранен под Брестом и отправлен на лечение в Самару. В 1918–1921 воевал на стороне красных на Волжском и Туркестанском фронтах. Сформировался как художник самостоятельно; уже в 1918, в Самаре, лепил глиняные фигурки. С 1921 жил под Москвой, в Томилино, затем в Москве. Основатель и руководитель художественной лаборатории Фаянсового завода имени М.И.Калинина в Конакове (1934).

Его ранние вещи рождались как вольные импровизации для друзей: Поэт пустыни (Узбек) (дерево, медь и другие материалы, 1921–1923, Третьяковская галерея). Делая карьеру, исполнил немало достаточно скучных официозных вещей (Портрет С.Катаямы, одного из основоположников компартии Японии, дерево, 1925, Музей революции, Москва; Отличница Галя, мрамор, 1949, Третьяковская галерея; Е.Пугачев на допросе, мрамор, 1954, Исторический музей, Москва; и др.). Однако подлинный авторитет завоевал как мастер декоративной скульптуры, яркой и красочной, по-своему фольклорной, представляющей как бы лукавую изнанку соцреализма («Я не мог позволить себе роскоши стать серьезным художником», – заявил мастер к концу жизни). Органичней всего это нарочито «наивное» ар-деко воплотилось в керамической пластике, которой Фрих-Хар увлекся с конца 1920-х годов. Его произведения пользовались большой популярностью на выставках и хорошо расходились в тиражных копиях. Среди характерных образцов такого рода творчества (в фарфоре или фаянсе) – «антологические» для этой эпохи Птичница (1934), Грузинский шашлычник (1934; в нем почему-то видели аллегорический образ И.В.Сталина), многочисленные «голуби» (1937–1938), Карандаш (артист М.Н.Румянцев) (1945), Гармонист (1947; большинство этих вещей представлено в Музее керамики при усадьбе Кусково). Создал немало моделей для посуды, а также крупных объектов для украшения интерьеров (майоликовый фонтан Источник в бывшем Дворце культуры и науки в Варшаве, 1955).

Обращался к различным материалам. Под впечатлением сенсационной выставки чешского стекла (1958) активно занялся в 1960-е годы и художественным стеклом, сотрудничая с заводом в Гусь-Хрустальном. Оставил живую и остроумную Повесть о жизни и творчестве (опубликованную в каталоге выставки 1994). Умер Фрих-Хар в Москве.

  • Творческие объединения