войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Сюй
Вэй

Китай • 1521−1593

По одаренности и эрудированности Сюй Вэй (1521 – 1593) близко стоит к художнику Тан Иню – члену «уской четверки», да и в биографиях этих двух художников было много схожего. Родился Сюй Вэй в Шаньине (Шаосин, пров. Чжэцзян), его дед и отец были мелкими чиновниками. Когда мальчику было всео 100 дней, отец умер. Воспитывался Сюй Вэй на руках родной матери и мачехи – первой жены отца. Взрослый Сюй Вэй еле-еле сводил концы с концами, а тут еще случилось непредвиденное: погибла жена и умер брат. Сюй Вэй нераз принимал участие в экзаменах, открывавших путь к служебной карьере, но всякий раз неудачно. Правда, участвуя в экзаменах, он познакомился с образованными людьми, понимавшими толк в искусстве. Это благотворно повлияло на раскрытие таланта будущего художника.

 

В 1557 году судьба свела Сюй Вэя с военным инспектором семи Юго-Восточных правинций Ху Цзунсянем. Ху высоко оценил одаренность Сюй Вэя и пригласил его к себе на службу в качестве секретаря, назначив ему солидный оклад. То был самый благополучный период в жизни Сюй Вэя. Однако продолжался он недолго. В 1562 году Ху Цзунсянь, которому инкриминировали близость с премьер-министром Янь Суном, уличенным в предательстве национальных интересов, был арестован и заключен в тюрьму. Таким образом Сюй Вэй лишился поддержки влиятельного покровителя, не повезло ему и на очередных экзаменах на получение служебого звания. Спустя три года в тюрьме покончил с собой Ху Цзунсянь, эта весть привела в сильнейшее смятение Сюй Вэя, так что он заболел нервным расстроством. Находясь в состоянии страха подвергнуться репрессиям, он дважды пытался покончить самоубийством, но в итоге сам-то он остался жив, а вот свою жену убил по ошибке. Он был судим и провел в тюрьме 7 лет. За эти годы психическое состояние его намного улучшилось, И по отбытии срока он вернулся к занятиям живописью и каллиграфией, заработывая на жизнь продажей работ. Прожил он 73 года.

 

О высоком мастерсве Сюй Вэй в жанре «сеи» можно судить по его картине – свитку «Виноград» (музей «Гугун»). Художник быстрыми мазками, словно по наитию нарисовал гроздь винограда. Не слишком заботясь о тщательной отделке деталей, он, однако, с большим искусством дозировал пропорции водно-тушевой смеси. Поразительной свежестью напоены виноградные ягоды, выпуклые, полупрозрачные, напоенные соком. В левом углу картины свободным стилем «цаошу» написано стихотворное посвящение: «Полвека неудач, и старость на пороге. Один я в студии, да ветра завыванье . Кисть рождает жемчужины, но кому оди нужны? Забвенье в диком поле – вот их удел». Здесь мы видим синтез живописи, каллиграфии и поэзии – то, что составляет характерную черту стиля «сеи».

Перейти к биографии