войти
опубликовать

Николай
Емельянович Макаренко

Россия • 1877−1938

Крупный историк, искусствовед, археолог с мировым именем; помимо научных достижений известен тем, что содействовал после 1917 года сохранению исторических памятников, в том числе, спас от разрушения храм св. Софии в Киеве. Близкий друг и в течение ряда лет сотрудник Н.К.Рериха. Окончил художественную школу Б. Штиглица и Археологический институт в Санкт-Петербурге. Состоял сотрудником Археологической комиссии Московского Археологического общества по обследованию архитектурных памятников. Вел раскопки во многих губерниях России, в том числе в Новгородской, Тверской, Ярославской, Владимирской и других. В 1913 году Н.Е.Макаренко совершил экспедицию в Сольвычегодск. В 1914 году командирован Обществом поощрения художников в Германию, в 1917 г. – Академией наук в Турцию, где выполнял работу по описанию и охране памятников Трапезунда и окрестностей. До 1919 года являлся помощником главного хранителя Эрмитажа и составил ряд ценных каталогов с описаниями фондов музея, затем уехал в Киев, где в 1920-1925 гг. был директором Музея искусств. В 1934 г. арестован по обвинению в контрреволюционной антисоветской деятельности и сослан в Казань. Вскоре после второго ареста в 1937 году расстрелян.

Настоящая книга посвящена истории и культуре города, в XVI-XVII веках соперничавшего с Московским княжеством в промышленном и торговом отношении, одного из крупнейших экономических центров позднего средневековья в России – Сольвычегодска. Этот город-деревня, затерянный среди болот и тайги на далеком Русском Севере, в свое время был центром обширных вотчин именитых людей Строгановых, их резиденцией, в которой получили самостоятельное развитие многие направления и стили ремесла, декоративно-прикладного искусства, монументальной живописи и архитектуры. К началу ХХ века этот забытый центр русской культуры вновь привлек к себе внимание ученых-искусствоведов и образованной части общества.

В издании были описаны Благовещенский собор - выдающийся памятник архитектуры, построенный Строгановыми во второй половине XVI в., Введенский монастырь, палаты Строгановых. Детально рассмотрены великолепные интерьеры, росписи, иконостас и отдельные иконы в драгоценных окладах из Благовещенского собора, резьба по дереву и кости, произведения камнерезного и ювелирного искусства, богатая утварь из соборов и имения Строгановых. Особенно хорошо представлено знаменитое лицевое строгановское шитье, лучшие образцы которого веками хранились в ризнице Благовещенского собора. Кратко описан и народный костюм тех мест. Большое внимание уделено деятельности выдающихся представителей рода Строгановых. Издание богато иллюстрировано вклеенными в текст фототипиями, представлявшими состояние сольвычегодских архитектурных памятников и произведений искусства на начало ХХ века. Изданная на высококачественной плотной бумаге, книга оформлена ксилографированными инициалами и заставками из московских старопечатных изданий первой половины XVII века, а также блестящими стилизациями под них, выполненными самим автором. Самостоятельное значение имеет полная библиография дореволюционных публикаций, посвященных Сольвычегодску и Строгановым, опубликованная в конце книги.

Книга стала последним изданием издательства «Свободное искусство», после ее выхода оно было закрыто большевиками.

Перейти к биографии